Том Диксон родился в 1959 году на восточном побережье Туниса, в крупном промышленном городе Сфаксе. Когда малышу было четыре, он вместе с родителями (отцом – чистокровным англичанином и матерью – наполовину француженкой, наполовину латышкой) переезжают в Великобританию. Школьные годы будущего дизайнера проходят в Лондоне. Некоторое время Том посещает Художественную школу Челси. Однако мотоциклетная авария прерывает творческие изыскания: три месяца юноше приходится провести на больничной койке, после чего к занятиям живописью он так и не возвращается. Зато проявляет недюжинные музыкальные способности: становится бас-гитаристом Funkapolitan, колесит с выступлениями по ночным клубам и принимает участие в записи музыкального альбома этой группы. Тогда же начинаются его первые эксперименты с отслужившими своё металлическими изделиями и механизмами. Вооружившись сварочным аппаратом, он создает из металлолома необычные структуры.
Вторая серьёзная авария, в которой подающий надежды музыкант повреждает руку, закрыла ему дорогу на профессиональную сцену. И в то же время – подарила миру Диксона-дизайнера. Он всецело посвящает себя созданию необычных объектов из металлического утиля (благо, на свалках Лондона материалов для этого хватало с головой). В 1984 году вместе с друзьями Том устраивает первую выставку-продажу своих работ, которые идут на «ура». Успех окрыляет, и уже на следующий год он основывает собственную мастерскую по производству эксклюзивных предметов мебели и освещения Creative Salvage (Творческий утиль).
Том Диксон начинает демонстрировать свои работы в галереях Лондона, Парижа, а в 1989 году выходит на выставочные подмостки Милана. К примеру, со своим Кухонным стулом (Kitchen Chair), сделанным из сковород и ковшей в 1987 году. Джулио Капеллини (Giulio Cappellini), глава итальянской мебельной фабрики Cappellini, известный своим чутьём на новейшие модные тенденции, только-только зарождающиеся в обществе, заметил и по достоинству оценил потенциал молодого дизайнера.
Так началось сотрудничество, переросшее в блестящий союз двух гигантов дизайна. Именно тогда, в 1989, появился первый знаковый предмет английского дизайнера – стул с изящным S-образным каркасом, обитым тканью. Также на фабрике Cappellini был создан шезлонг Bird, стулья Crown, Pylon, Bird2 и другие предметы, разработанные Томом Диксоном. Как и в ранних своих работах, дизайнер экспериментирует преимущественно с металлическими конструкциями: например, стул Pylon (1989) больше всего напоминает скульптуру из множества стальных прутьев, вручную приваренных друг к другу.
В том же 1989 он учредил студию Space, которая занималась изготовлением мебели из металла и дизайном торговых помещений и сценическим оформлением. А в 1992 в лондонском Ноттинг Хилле (Notting Hill) открывается магазин-галерея под этим же неземным названием (в пер. с англ. space означает «космос»), в котором можно было приобрести работы Тома Диксона и прочих молодых дизайнеров.
Однако Диксон не может стоять на месте. Дизайнер приступает к изучению нового для себя материала, учреждая в 1994 году новую компанию Eurolounge по производству продукции из пластика. Результаты такого исследования не заставили себя долго ждать. В 1997 году появляется линия светильников из полипропилена, включившая в себя известные модели Star, Octo, и Jack. Эти осветительные приборы отличаются устойчивостью и многофункциональностью (так Jack, кроме своего основного предназначения, может быть использован в качестве сидения или основы под журнальный столик).
Дизайнер занят постоянной проверкой этого мира на прочность. Настолько виртуозно он проводит испытания над составляющим его «сырьём» – различными природными и рукотворными материалами, с жадным любопытством отмечая, на что же способен каждый из них и к чему это всё приведёт. Возглавив в 1998 году дизайн-бюро крупнейшей международной компании Habitat, а в 2001 став её арт-директором, он перешёл к воплощению своих идей и творческих поисков в массовом производстве. Именно тогда Диксон разрабатывает новую технологию производства мебели из мягкого остывающего пластика при помощи специального переносного устройства, в результате чего появляется коллекция Fresh Fat.
Будучи арт-директором Habitat, Том Диксон руководит реализацией продукцией различных дизайнеров, а также выпуском новых версий известных, давно полюбившихся покупателям предметов мебели и аксессуаров (например, Вернера Пантона или Этторе Соттсасса). Работа на крупную компанию со множеством структурных подразделений не поглотила Диксона полностью. Он продолжает свою деятельность в качестве независимого дизайнера, для чего в 2001 году основывает собственную студию, назвав её просто и ясно –«Том Диксон».
В 2004 году Том Диксон становится арт-директором и совладельцем финской мебельной компании Artek, основанной Альваром Аалто. Свою главную задачу он определяет как возрождений былой мощи компании времён расцвета скандинавского дизайна. Том Диксон умеет удивлять своей неизменной направленностью в будущее. Его имя на слуху у публики: о нём регулярно пишут журналы, и редко какая из известных выставок и интересных «громких» дизайнерских инициатив обходится без его участия.
Среди последних работ – большое удобное кресло Link Easy, каркас которого представляет собой геометрическое переплетение прутьев из сварочной стали. Мотив находит развитие в декоре обивки: в одном из вариантов исполнения модели узор на ткани состоит из узлов и металлических цепей.
Попробовал дизайнер себя и в роли традиционного ремесленника. Вдохновлённый индийской культурной традицией во время своего крупномасштабного путешествия по различным странам, он создаёт коллекцию отполированных вручную медных ваз и ламп из кованой меди с чёрным матовым покрытием.
Удивляет Том Диксон и своей новой коллекцией 2008 года: простая деревянная мебель A Bit of Rough (Немного грубее) выполнена в лучших традициях британских краснодеревщиков Это выражается в практичном подходе в выборе материалов, а также основательностью, честностью и надёжностью, незыблемыми при любых колыханиях и всплесках моды.
В коллекцию компании Tom Dixon также входят светильники, выполненные из промышленных материалов, таких как литая сталь, стекло, эмаль и др. К примеру, обтекаемые части Mirror Ball сделаны из поликарбоната, широко используемого в качестве антивандального остекления, и надёжно закреплены на мощном металлическом каркасе. А Blow light стал первым светильником, приспособленным для компактной люминесцентной лампы.
Завершая наш рассказ, нельзя не вспомнить определение «позвоночный дизайнер», придуманное в отношении Диксона эпатажным итальянцем Фабио Новембре (Fabio Novembre). Этим Новембре подметил особый интерес своего друга к внутренней структуре предмета, а не его внешней оболочке. Да и сам Том Диксон не раз говорил, что главным во всех его исследованиях является технология производства и свойства материалов, и только потом дизайн вещей как таковой. Поэтому в работе с любым материалом Диксон вначале досконально осваивает традиционные способы и приёмы, а затем привносит в процесс изготовления что-то своё – подчас революционно новое.