Гигантские лабиринты, леса и планеты рисует из морской соли японский художник Мотои Ямамото (Motoi Yamamoto). Свои масштабные инсталляции он предлагает рассматривать, как интерпретацию собственных размышлений о жизни, смерти и возрождении.
Мотои Ямамото родился в Японии и до 1988 года работал на верфи, предприятии для постройки судов. В 1995 году он окончил колледж искусств в Канадзаве (Kanazawa College of Art) и занимался традиционной живописью. Толчком к началу творческой карьеры художника послужило трагическое событие – в 1996 году в возрасте 24 лет от рака головного мозга умерла его младшая сестра. «В состоянии глубокой скорби я начал размышлять о том, что у меня было и что я потерял. Все свои мысли и чувства я начал выражать, создавая инсталляции. Они послужили мне в качестве личного дневника записей, для которых не хватает слов», – рассказывает Мотои Ямамото.
Соль в качестве рабочего материала художник выбрал не случайно. Известно, что с древних времен соль в Японии считается символом чистоты. До сегодняшнего дня в японской культуре соль является неотъемлемой частью обрядов, связанных с оплакиванием умерших, очищением тела и души. Например, человек, посетивший похороны, считается оскверненным, и, чтобы отогнать злых духов, он должен посыпать себе плечи солью, а также бросить немного соли на землю и ступить на нее. Соль используют на строительных площадках при ритуальной закладке зданий, а борцы сумо посыпают ею ринг перед поединком.
Мотои Ямамото считает, что соль – это материализованное воплощение человеческой памяти, что она способна облегчать страдания и дарить возможность возрождения. Рисуя солью, художник погружается в медитацию и возвращается в самое сердце воспоминаний о сестре. «Так или иначе, преодолев определенный путь, я смогу с ней встретиться. Стоит только пройти этот лабиринт…», – уверен Ямамото.
Примечательно, что при создании своих масштабных инсталляций художник практически не использует каких-либо чертежей и зарисовок. Свои монументальные солевые пейзажи он насыпает с помощью пластиковой бутылки, сита и воронки. По словам Ямамото, он сам не знает, в каком месте закончится его работа, им руководят только его чувства, ощущение момента и среды, в которой он творит.
Работы Ямамото демонстрируют зрителю идею реальности смерти – красота этих картин и скульптур воспринимается острее, когда осознаешь их хрупкую недолговечность. По окончании выставок шедевры мастера снова становятся обычной солью, которую он на глазах у зрителей возвращает обратно в море. Соляные дневники памяти растворяются и исчезают, как и все в этом мире.
Плавающий сад (Floating Garden)
Тончайшее кружево гигантского рисунка из соли (его площадь составляет около 40-60 м2), напоминает атмосферные вихри и галактики. По словам мастера, каждый элемент геометрического узора символизирует воспоминание о каком-то дне или событии, спираль в центре узора – символ возрождения.
Лес потусторонней жизни (Forest of Beyond)
Одна из самых впечатляющих инсталляций Мотои Ямамото, созданная к годовщине трагических событий в Японии из-за землетрясения и цунами 2011 года.
Бренный мир (Utsusemi)
Инсталляция, сложенная из кирпичей спрессованной соли, демонстрирует естественный процесс разрушения и распада. Здесь показан мотив непостижимости тайн жизни и смерти: из-за трещины посередине лестницы по ней нельзя ни подняться, ни спуститься.
Коридор, ведущий к воспоминаниям (A Corridor to Remembrance)
Коридор из соли в высоту человеческого роста настолько узок, что пройти сквозь него очень сложно. Он оставляет зрителя за пределами манящего, недостижимого царства, где раскрывается идея смерти.
Лабиринт (Labyrinth)
«Рисуя лабиринты, я иду по следам своей памяти. Воспоминания блекнут и стираются со временем, но я нахожу способы оживить драгоценные моменты прошлого, которые нельзя ни описать, ни нарисовать», – объясняет концепт своей инсталляции автор.