Дизайнер Алексей Быков разработал проект интерьера для творческой молодой пары, музыкального режиссера и дизайнера одежды, решившей провести медовый месяц в атмосфере обновленной квартиры.
Концепт «Непрерывного движения» родился после совместного брейнсторминга дизайнера и заказчика и послужил основным вектором развития планировочного и стилистического решений.
Зоны спальни, гостиной, библиотеки и ванной расположились вокруг единого ядра — кухни. Поскольку пространство плавно перетекает из одного в другое, коловратная траектория внутреннего движения дает возможность перемещаться из комнаты в комнату по кругу.
Использовав такие натуральные материалы, как кирпич, дерево, текстильная обивка мебели, дизайнеру удалось создать теплую домашнюю атмосферу в горчично-оливковых цветах.
Во время демонтажа одной из стен были обнаружены заложенные дверные проемы. Находка послужила важным моментом для последующего развития проекта — Алексей решил переложить аутентичным кирпичом начала ХХ века всю стену в гостиной.
Встроенная библиотека — основное пожелание заказчицы, где должна была разместиться фамильная библиотека. Для хранения книг и разных предметов был спроектирован подиум, наполненный множеством горизонтальных и вертикальных полок. Геометрический рисунок при желании можно переигрывать, так что деревянные перегородки легко меняют свою месторасположения.
Искусственное освещение, исходя из пожеланий заказчиков, — неяркое, теплое и комфортное. В интерьере использованы светильники Mess Василия Бутенко и Анны Попович, а также потолочная люстра Tolomeo итальянского бренда Artemide — подарок друзей.
Металлические изделия (ножки кофейного и обеденного столов, зеркало в спальне, рукав вытяжки, внутриквартирное окно) изготовлены из бюджетных столярных материалов по чертежам дизайнера.
Д.Журнал: Алексей, расскажите, как пришли в дизайн и сколько уже работаете в этом направлении?
Алексей: Образование я получил в КНУСА (Киевский национальный университет строительства и архитектуры), где изучал архитектуру и писал дипломную работу по энергоэффективности. По окончанию обучения начал бороздить архитектурные просторы — работал в разных архитектурных и дизайнерских студиях (Форум, АР Студия, Коттеджный городок «Солнечная долина», Dreamdesign). Во время своих первых шагов в архитектуре успел застать советскую школу, которая обогатила меня положительным опытом, что касается исполнительности, ответственного подхода к делу и работы «в срок».
Получив боевое крещение, я постепенно перешел к основанию своего собственного дела. Временный переход с архитектуры в дизайн связан с тем, что в сфере дизайна намного больше возможностей для самореализации. Проекты здесь более локального масштаба и не настолько длительные и тянущиеся, как это часто происходит с архитектурой, да еще и на нашем постсоветском пространстве. Вместе с сотоварищами и бывшими сокурсниками Александром Козинцом и Игорем Гома мы создали группу «Манифест», в которой работаем сообща. Кроме этого у нас бывают также и отдельные проекты. В общей сложности разработкой и реализацией дизайнерских проектов занимаюсь уже больше шести лет.
Д.Журнал: В портфолио есть также фотопроекты. Что больше подходит на роль хобби — фотография или дизайн? Или они в вашем творчестве находятся в неразрывной связи?
Алексей: Фотографией я занимаюсь еще со школьных лет. Всегда фотографировал исключительно на пленку, но недавно обзавелся мыльницей (мы с ребятами все одинаковые купили). Это, конечно, очень расширило возможности съемки, так что теперь ловлю каждый незабываемый момент на фотоаппарат. Очень люблю фотографировать архитектуру в ч/б варианте — черно-белая пленка лучше всего отображает суть объекта, его форму, объем и улавливает всю магию эстетики.
В данный момент вместе с архитектором и фотографом Ильей Данько занимаемся разработкой проекта, направленного на составление электронной библиотеки архитектурных проектов эпохи модернизма, реализованных на территории Украины. Основная цель проекта — создание упорядоченной и информативной цифровой библиотеки по знаковым архитектурным объектам эпохи модернизма в Украине и выпуск печатного издания по основным объектам Киева и Украины в целом. Данный проект намерен послужить как общественным целям, документируя важный исторический период в истории государства, так и быть архивной базой рабочих документов для узкопрофильных специалистов в области истории и теории архитектуры, а также учебным пособием для учащихся архитектурных вузов.
Основными задачами проекта являются сбор максимально полной информации по вышеупомянутым объектам, (от первых набросков и поиска идеи, до детальной проектной документации, фото-, видеофиксации процесса строительства и уже готовых объектов) с последующей оцифровкой этих документов для возможности их использования в электронной библиотеке и печатном издании.
Несколько схожий проект делают архитекторы из «Группы предметов». В «Киев Проекте» визуализировано множество сооружений 1960 —1980-х годов как единое эстетическое пространство с акцентом на значительном пласте киевской неомодернистской архитектуры советского периода. «Киев Проект» объединил 80 таких объектов в карту-маршрут по городу.
Д.Журнал: Как прошла работа над первым проектом? С какими сложностями столкнулись?
Алексей: Работа прошла успешно и оставила по себе множество приятных воспоминаний. Началось все с совместного брейнсторминга с заказчиками, а закончилась — по-товарищески теплыми отношениями. Мы и сейчас продолжаем общаться. В процессе реализации получилось все и даже больше, чем мы планировали.
Первым и основным пожеланием заказчиков стал концепт «семейного очага». Переосмыслив все услышанное и увиденное, мы пришли к умозаключению, что планировка должна разворачиваться по кругу, словно вырастая вокруг костра, символизирующего жизненную силу. Круговое движение отразилось в планировке кухни, подиума с гардеробом, вытяжки.
Кроме этого, удалось отговорить заказчиков от телевизора и заменить его проектором, о чем они уж точно не жалеют.
Д.Журнал: В отделке использовался такой материал, как кирпич с клеймом начала ХХ века. Где нашли такой древний артефакт?
Алексей: По задумке стены должны были остаться голыми. Квартира находится в доме 1905 года постройки, который с течением времени претерпел многократную перепланировка. В процессе демонтажа мы обнаружили что в ограждающих стенах старые дверные проемы заложены силикатными блоками. Такое развитие событий меня не устраивало, и я решил отправится на поиски такого же кирпича, чтобы заменить им блоки. Старый кирпич очень отличается от того, что производят сейчас, он имеет свою текстуру, обжиг, изготовлен из иной глины, а самое главное — габариты.
Поиски несколько затянулись. Первое время я ходил по снесенным, за последние месяцы, памятникам архитектуры начала прошлого века (в нашем городе это возможно) в надежде обнаружить нужный материал, но так ничего и не нашел. Раз на меня даже собаки напали, при том что я был оснащен специальным ультразвуком, который, видимо, оказался этим бестиям ни по чем. Через какое-то время совершенно случайно в руки попала газета с объявлением «Продается царский кирпич». Возвратившееся везение оправдало себя и я приобрел царские брикеты, да еще и по вменяемой цене. К удаче с кирпичом добавилось знакомство с настоящим каменщиком, который в рекордно короткие сроки справился с поставленной задачей.
Д.Журнал: Всю мебель разработано по вашим собственным эскизам. Это значит, что все до последней единицы проектировали сами? Каких предметов мебели это касается?
Алексей: Абсолютно всех, кроме разве что стульев Vitra.
Так как мебель я проектировал сам, нужно было найти хорошего мастера, который бы смог умело справится с работой. Нашелся хороший столяр, который отлично чувствовал материал и справно с ним управлялся, но неожиданно произошла одна история, которая несколько застопорила работу, — всеми любимый мастер попал в аварию. Мы решили ждать, так как специалист он отличный. Все же продолжить работу столяр не смог, так что пришлось искать нового мастера по дереву.
Искали довольно долго, поскольку никто не хотел браться за уже начатую работу. Я сам все перелопатил и разложил материалы в определенном порядке — оставалось найти человека, который бы просто все это скрутил. Справиться с поисками все же удалось, так что через некоторое время появились законченные образцы фурнитуры.
Все металлические изделия (рама для зеркала, ноги для кофейного и обеденного стола, карниз, раму для межкомнатного окна, дополнительный рукав для вытяжки) изготавливал мастер, ранее занимавшийся реставрацией памятника основателям Киева.
Д.Журнал: Если судить по количеству проделанной работы (это и создание мебели и разработка дизайна интерьера) проект довольно объемный. Сколько времени все это заняло?
Алексей: Разработка проекта прошла довольно быстро, а работа над ним продолжалась чуть больше года.
Д.Журнал: В одной из комнат (кажется, это спальня) верхний отсек застеклен. Это просто декоративный прием или здесь заложена еще какая-то функция?
Алексей: Окна в квартире расположены только на одной стене. Если сделать эту часть непрозрачной, свет перестанет поступать в квартиру, а этого очень не хотелось. При этом потолки составляют 3,5 метра, что вполне позволяло сделать прозрачный блок.
Д.Журнал: Если бы вы разрабатывали проект собственного жилища, как бы он выглядел?
Алексей: Мы с сотоварищами расписали «Манифест» дизайнера, архитектора, который напрямую транслирует нашу идеологию. Так вот, разрабатывая проект собственного дома, я бы следовал положениям нашего «Манифеста».
Д.Журнал решил опубликовать краткое содержание документа.
«Манифест» строит свою философию от глобального к региональному, от общего к частному. Анализируя существующее положение вещей в окружающем нас мире (экологическая катастрофа на планете Земля (60% – 70% процентов всего мусора — строительные отходы), экономический упадок Украины (отсутствие рабочих мест, малая заработная плата, низкий уровень жизни), “Манифест” формирует свою стратегию действия:
— «Манифест» выражает свой вектор движения в формуле «экологично — экономично». Составляющие данной формулы являются двумя сторонами одной медали, они взаимно дополняют друг друга и являются основой всего сущего в современном дизайне и архитектуре.
— Каждый материал имеет право быть финишным (лицевым). Для этого необходимо анализировать, развивать, выявлять эстетику каждого материала: кирпич — различные типы кладки кирпича, бетон — всевозможные комбинации и процентные соотношение составляющих бетона и т. д. Необходимо плодотворно сотрудничать со всеми участниками строительного процесса, добиваться от них высочайшего качества, постоянно контролировать процесс, изменять отношение к своей работе в сторону 100% соучастия, ответственности и заинтересованности в положительном конечном результате.
— Мы ставим себе цели минимальной затраты материала на квадратный метр (например, если технологично правильно и эстетически привлекательно выполнить напольную стяжку, то необходимость в дополнительном слое, который обычно укладывается сверху, пропадет).
— Современное определение «Индивидуальный проект жилого дома /интерьера» мы рассматривает как несоответствующий действительности. На деле индивидуальным оказывается только место расположения объекта, а все составляющие проекта являются комбинацией готового мануфактурного продукта. В результате этого дизайнер превращается в великого комбинатора, расставляющего готовые предметы интерьера в различных последовательностях, как фигуры на шахматной доске.
На наш взгляд, автор проекта должен принять участие в создании всего объекта — от каркаса здания до дверной ручки, и только после этого этот проект можно будет действительно назвать «Индивидуальным»! При этом все необходимо создавать из местных материалов, руками и светлыми головами местных рабочих. При такой схеме работы не будет происходить утечка средств в другие государства, будет развиваться уровень владения ремеслом наших мастеров.
Если рассмотреть проект «Непрерывное движение», то суть «Манифеста» отразилась в нем посредством следующих приемов:
— Подиум и гардеробный шкаф выполнены из OSB плиты: строительный черновой материал выступает в роли лицевого материала.
— Все осветительные приборы, кроме любимой лампы заказчицы Artemide «Tolomeo», придуманы и изготовлены украинскими дизайнерами.
— Вся мебель выполнена по индивидуальным чертежам из местных материалов здешними мастерами.
— Сохранена родная кирпичная кладка стены, без нанесения на нее последующих отделочных материалов и дополнительных слоев.