Irving Harper (США). Удивительные скульптуры из крафта


В течение почти четырех десятилетий Ирвинг Харпер (Irving Harper), правая рука легендарной компании офисной мебели Herman Miller, возвращался домой с работы и посвящал свои вечера изготовлению удивительных скульптур из крафт-бумаги, клея Элмера и других подручных материалов.

«Бумага – это универсальное средство», – рассказывает уже давно вышедший на пенсию 98-летний дизайнер.

Несмотря на столь преклонный возраст, он и сейчас удивляет поклонников своего творчества оригинальностью и свежестью идей.

Выставка, собравшая сотни бумажных скульптур, организована в Rye Arts Center Gallery, расположенном в часе езды от Нью-Йорка, недалеко от дома самого дизайнера. Примечательно, что она проходит всего лишь в первый раз за все эти годы: только сейчас Харпер согласился представить свои работы на всеобщее обозрение.


Под руководством Джорджа Нельсона – на протяжении 17 лет и практически в его тени – Харпер разрабатывал дизайн вещей, которые стали культовыми в мире промышленного дизайна: диван Marshmallow Sofa (1956) и часы Ball Clock (1949). Также он был автором логотипа компании и работал над огромным количеством журнальной рекламы – в характерных для его работ эстетических коллажах. Среди своих коллег он также прославился умелой работой с моделями из строительной бумаги – искусство, которое он начал постигать, когда изучал архитектуру в Бруклинском колледже и Университете «Купер Юнион». В итоге он оставил свои архитектурные исследования и все внимание переключил на дизайн.


Но в мире дизайна, как и в архитектуре, творчество должно идти в очень точном и дисциплинированном соответствии с представлениями клиента и работодателя. У Харпера всегда был избыток творческих идей, которым не было места в мире Herman Miller. Все, что ему оставалось делать – возвращаясь с работы домой заниматься именно тем, чем действительно хочется.

Бумажные скульптуры Ирвинга Харпера столь разнообразны по стилю, как и источники его вдохновения: кубизм, сюрреализм, поп-арт, африканское искусство. «Он может перевести их все в три измерения, с изысканным мастерством», – рассказывает Джефф Тейлор, доктор философии и по совместительству куратор единственной выставки дизайнера.

Гениальное смешение изобразительного искусства и ремесла отображает верность Харпера движению Баухаус (направление в архитектуре, девизом которого является «то, что утилитарно и удобно – то и красиво»).

На протяжении многих лет Харпер время от времени представлял свои бумажные скульптуры только друзьям в качестве подарков и постоянно отказывался от любого предложения выставить свои работы на продажу. Все это время дизайнер не покидал свою домашнюю студию на третьем этаже старого жилого дома на ферме в округе Вестчестер, что в Нью-Йорке.

«Я не продал ни одно из моих произведений. У меня всегда было столько денег, сколько я хотел. Все что я желал – чтобы все мои бумажные скульптуры находились вокруг меня», – признается мастер.

Фотографии: amazon.com, The Rye Arts Center, hermanmiller.com