Матали Крассе (Matali Krasset). Внести в дом радость

Эта изобретательная француженка берётся за разработку проектов самого широкого спектра, начиная от дизайна упаковки, посуды, предметов декора, мебели и техники до интерьеров гостиничных помещений и выставочных павильонов. Уроженка маленького французского городка Шалон-ан-Шампань, дочь фермера Матали Крассе (Matali Crasset) (1965), наверняка, даже не предполагала, что её жизнь целиком и полностью будет связана с дизайном. Однажды попробовав себя в дизайне упаковки, Матали понимает, что по-настоящему её душа лежит к придумыванию и разработке промышленных объектов.

После окончания в 1991 году высшей Международной Школы Промышленного Дизайна в Париже (E.N.S.C.I.), Матали принимает участие в Миланском Триенале с «Домашней Трилогией» (The Domestic Trilogy) — одним из многочисленных своих проектов, в которых пересматривается среда обитания человека. в области архитектуры, промышленного и выставочного дизайна.

На некоторое время Крассе остаётся в Милане. Здесь она сотрудничает с дизайнером и архитектором Денисом Сантакьяра (Denis Santachiara) в области архитектуры, промышленного и выставочного дизайна. В 1993 году возвращается в Париж, где в течение пяти лет работает в студии Филиппа Старка (Philippe Starck) и Tomson Multimedia electronics group. А уже в 1998 году Матали Крассе открывает в Париже свою собственную студию дизайна.

Известными Матали Крассе сделали, в первую очередь, исследования различных возможностей организации жизненного пространства: складная многофункциональная мебель для небольших квартир, нестандартный дизайн номеров Hi-Hоtel в Ницце, новая концепция ванной комнаты Phytolab (2001) и другие. Большинство из них, отражая её нестандартный взгляд на вещи, подталкивают людей к экспериментам, игре, исследованию неизученных свойств привычных вещей.

Особо ярко проявилось это в одном из самых известных её проектов Hi-Hоtel, представляющем радикальное переосмысление роли гостиничного интерьера. Для отеля Hi, разместившегося в реконструированном здании 30-х годов, Матали Крассе разработала интерьеры и декоративное оформление 38-и номеров, придумав для них девять разных пространственных концепций.

Посетителям отеля предлагается на время изменить не только свои привычки, но и сам образ мыслей. Каждое повседневное действие превращается в целое представление. Здесь никем не навязывается определенное отношение к предметам: вещь будет тем, чем вы захотите. В отеле нет ресторана, вместо него круглосуточно открыта столовая. Гостям выдаются четыре специальных контейнера, каждый из которых можно использовать по своему усмотрению: к примеру, чайную чашку — вместо суповой, а суповую — в качестве салатника.

Игра продолжается и в гостиничных комнатах, каждая из которых имеет собственное название: Up & Down, Happy Day, Monospace, Digital, Strates, Technoconer, Indoor Terrasse, White & White, Rendez-vous… Например в комнате White & White стол превращается… в элегантную кровать. Умывальники размещаются у изголовья кровати.

Спальня может запросто стать прихожей. Прозрачный, ничем не разграниченный мир фантазийного пространства способен трансформироваться до бесконечности. Однако идея таких преобразований весьма функциональна. А осознать, насколько удобен умывальник, размещённый под подушкой, может помешать только собственная нормальность.

Наиболее радикальной дизайнерской концепцией обладает комната Strate, представляющая собой многоуровневое открытое пространство, в котором зоны различного назначения выделены определёнными цветами: белым обозначена кладовая, синим — уголок для гостей, желтым — стеклянная душевая, малиновым — туалет.

О своем творческом методе Матали говорит так: «Форма — не главное. Ведь мебель в своей основе не меняется со времен наших бабушек. А вот вдохновляющими для меня являются вопросы, каким образом пересмотреть жизненное пространство, особенно небольших размеров, и как внести в наши дома радость и великодушие… Я исследую новые возможности дизайна, отвечающие нашей фундаментальной потребности быть мобильными и свободными».

Среди клиентов Матали Крассе — компании Artemide, Authentics, Thomson, Cristal Saint-Lous, Delta, DIM, Domodinamica, Domeau & Peres, Dornbracht, Edra, Lexon, Move, Panton-Universe, Orangina, Deknudt Decora, а также Tefal, Swarovski, Orangina et Reichard и другие. В 2006 году жюри «Мебельного салона Парижа» присудило Матали Крассе титул «Творец года», признав ее одной из сильнейших личностей французского дизайна. Это достижение ставит ее в один ряд с такими важными мировыми фигурами дизайна, как Филипп Старк, Марк Ньюсон, Рон Арад, Росс Лавграв, Ронан и Эрван Бурулек.

Работы дизайнера включены в постоянную экспозицию МОМА в Нью-Йорке и Центра Помпиду в Париже. Она щедро делится своими знаниями в качестве приглашенного лектора во многих дизайнерских школах Франции, Дании, Италии и Нидерландах.

6 сентября 2009 года в Париже состоится мастер-класс Матали Крассе в рамках программы «Мир французского декора и дизайна интерьера», целью которой является ознакомление участников с последними новинками и достижениями в международной индустрии дизайна и декора, обмен опытом с известными дизайнерами и дизайнерскими компаниями и изучение практики работы французских мастеров дизайна «изнутри».

Все желающие принять участие в программе «Мир французского декора и дизайна интерьера» могут ознакомиться с условиями и заполнить предварительную регистрационную форму на сайте компании-организатора Capital Business Events.

А узнать подробнее обо всех проектах Матали Крассе можно на её сайте.

При подготовке статьи были использованы материалы с сайта дизайнера и проекта Designstory.ru