Выставка «Layers» Студии Юрка Гуцуляка: жизнь, работа, друзья, дизайн


C 18 по 21 июня в киевской арт-галерее «Худграф» прошла выставка Layers, посвященная 10-летию Студии графического дизайна Юрка Гуцуляка.

Выставка представила собой экспозицию работ дизайнеров всего мира, подаренных Юрку Гуцуляку за 10 лет существования Студии. Это были живые образцы коммерческих и художественных работ, самореклама и индивидуальные разработки.

Целью выставки стала популяризация графического дизайна в Украине: таким мероприятием Студия Юрка Гуцуляка показала, что дизайн может быть интересен не только самим дизайнерам, но и более широкой аудитории.

Название выставки «Layers» очень тонко и точно раскрывает отношение Студии к своей работе, партнерам, клиентам, ощущения себя в дизайне и мире в целом.

Layers (слои) — это профессиональный термин, знакомый всем графическим дизайнерам, обозначающий функцию, присутствующую в той или иной мере во всех графических программах.

Юрко и Зоряна Гуцуляки используют данный термин в более широком понимании, делая его своеобразной метафорой всей своей жизни и деятельности. Дни, месяцы и годы кропотливой работы, посвященной дизайну. Все произошедшие за эти 10 лет события, которые оказали свое влияние на Студию и ее работы. Талантливые люди, с которыми довелось встретиться на пути, лично или опосредованно, через их работы, которые вдохновляли и чему-то учили. Среда, в которой живут и работают дизайнеры Студии. Идеи, в которые они верят, комбинируют, переосмысливают и которыми щедро делятся с окружающими. Все это и составляет те самые layers — слои, которые формируют финальное изображение — и появляется дизайн.

«Для нас 10 лет — это 28% жизни Юрка и 24% жизни Зоряны. Мы работали в 2-х офисах и создали 211 проектов для 69 клиентов. Из них 19% наших работ были отмечены профессиональными наградами. Мы получили 94 награды в области дизайна и рекламы, а также 22 раза стали финалистами. 8 раз Юрко был приглашен в состав жюри международных и 4 раза в состав жюри национальных фестивалей рекламы. Он посетил 29 стран и прочитал 15 лекций в 6 странах мира».

На протяжении четырех дней выставки Юрко Гуцуляк в «Худграфе» проводились экскурсии для посетителей, на которых Юрко Гуцуляк подробно рассказывал о каждом экспонате, истории его появления, художественных особенностях, смысловой нагрузке и т.д.

И точно так же, как Юрко Гуцуляк рассказал о десятилетии своей Студии через работы других дизайнеров, в Д.Журнале про выставку расскажут посетители Layers.

Юрий Горбачевский, писатель:

«Впервые натолкнувшись на один из образцов работ студии Юрка Гуцуляка, я захотел пересмотреть все работы. С того самого времени виртуально отслеживаю новинки Юрка, которые хорошо знакомы тем, кто интересуется графическим дизайном в Украине. Возможно, хорошо было бы увидеть живое воплощение знакомых работ, но намного интереснее узнать, какие из работ других дизайнеров являються знаковими для студии. Неожиданно, но такой формат выставки свидетельствует о том, что главный дизайнер студии не ставит себя превыше дизайна, но является частью всемирного дизайнерского истеблишмента».

Андрей Олейник, заместитель Главы Правления ПАО КБ «Евробанк»:

«Выставка, проведенная Юрком и Зоряной, является подтверждением того, что компания делает нестандартные вещи, или даже так: делает привычные вещи нестандартным способом. Ведь выставка собственных работ – это более распространенная практика на рынке, чем тот формат, который мы увидели на примере Layers.

Кроме того, ценность выставки (и таких мероприятий в целом) – в том, чтобы привлечь внимание к современному дизайну, вывести его из профессионального поля на рассмотрение более широкого круга публики и познакомить как заказчиков, так и рядовых потребителей с текущими тенденциями и современными подходами в этой сфере».

Людмила Кононова, помощник генерального директора ООО «Теплоком»:

«В обществе сложился неприятный стереотип: дизайн и психология являются теми сферами деятельности, которыми владеют все и в совершенстве, начиная от домохозяйки и заканчивая президентом. Хотелось бы этот стереотип развенчать. А примером того, как это можно было бы сделать корректно, является мероприятие, организованное Зоряной и Юрком — их выставка под названием Layers.

Основная миссия выставки — просветительская. Когда я спросила, собираются ли они презентовать свои работы, Юрко Гуцуляк ответил просто: «Наши работы, в общем-то, известны и нашли своего зрителя». Студия Гуцуляка презентовала себя опосредованно через подарки своих коллег (ведь подарки — это однозначно знак уважения и доказательство признания мастерства Гуцуляков, прежде всего) и в том, как Юрко постарался о них рассказать.

Часто дизайнерские работы требуют пояснения, даже очень лаконичные гениальные работы. Дизайнеру очевидно, какой труд вложен в работу. А неспециалисту, все-таки, необходимы дополнительные пояснения, «ключ» для декодирования информации. Особенно это касается работ, которые имеют социальное звучание. На выставке таких работ было много, наверное, большинство.

Достаточно вспомнить работу японского плакатиста Фукуды «Victory 1945» (Победа 1945) и украинского дизайнера Николая Коваленко«Falling skies» (Падающие небеса), гениальные в своей лаконичности.

Также меня потрясла работа австрийского дизайнера Энджи Ратай, выполненная в виде медицинских инструкций с описанием «диагноза» планеты Земля и рекомендациями относительно того, как защитить от загрязнения атмосферу (воздух), биосферу (биомассу), гидросферу (воду) и литосферу (почву), а единственным прописанным лекарством является проявление здравого смысла человека при дозировке, зависящей только от него. Автор инструкции занимается только социальными проектами, никакими коммерческими. Это идеальный пример того, как информация становится организованной материей, влияющей на общественное мнение и формирующей мир, в котором предстоит жить нам и нашим детям».

Наталия Синепупова, графический дизайнер, основатель и руководитель School of Visual Communication:

«Сама идея — провести выставку графического дизайна, приуроченную к юбилею Студии — хорошая идея. Показать работы собственной студии, в которую вкладываются годы работы, любви, ответственности и ожиданий, наверное, было бы самое простое и самое естественное решение. Но если мы посмотрим на работу Студии со дня основания и до сегодняшнего момента, то увидим, это всегда было и есть, поиск своего индивидуального лица, индивидуального пути, своего подхода и к рабочему материалу, организации процессов и общению с клиентами. Формат выставки, который предложила Студия — поделиться подарками, работами профессионалов и рассказать о них — получился очень вдохновляющим и авторским.

Безусловно, выставка и актуальна и востребована: это первая попытка показать графический дизайн как самостоятельную самодостаточную дисциплину. До сих пор в Украине проходили только выставки плакатов, но графический дизайн гораздо шире и как показал полный зал, людям это хотелось бы видеть.

Надеюсь, после этой выставки, стать скорым свидетелем (а, может быть и организатором) выставки упаковки, журнального или газетного дизайна, информационного дизайна, раздаточных материалов, навигационных систем (карт, схем, пиктограмм), табличек, вывесок, стилеобразующих элементов и др.

Такие форматы становятся хорошей презентационной, коммуникативной, репрезентативной площадкой, являются примерами решения современных задач, а не использования давно заезженных клише, влияют на популяризацию и развитие профессии в целом. Любые выставки и эта выставка в частности, всегда служит средством расширения поля вовлеченности обычных людей в профессиональные проекты, является составляющей общекультурной жизни общества.

Сам факт появления таких проектов, говорит о том, что несмотря на сложную ситуацию в стране, украинский дизайн выходит на новый виток развития. Сегодняшние украинские дизайнеры находятся в поисках собственного соответствия актуальным социальным динамикам — мы переосмысливаем собственное место в профессии. Все чаще являются примеры, когда дизайнеры становятся инициаторами интересных проектов и берут на себя функции модераторов, коммуникаторов, регуляторов различных процессов».

Сайт Студии Юрка Гуцуляка

Читати українською