Марайя Фогельзонг (Marije Vogelzang). В мыслях о «человеке вкушающем»

24 февраля, в самом конце уходящей зимы, по инициативе агентства «Creapro», дизайнер еды Марайя Фогельзонг провела в Киеве семинар-дегустацию, который у большинства его посетителей пробудил задремавшие чувства и подмёрзшие эмоции.

Яркая и смелая голландка, которая называет себя не фуд-дизайнером, а eating-designer (от английского слова eat — есть, принимать пищу), суть своей творческой деятельности определяет в изобретении различных способов подачи еды. Марайя предлагает людям откинуть стереотипное восприятие пищи и способа её поглощения, посмотреть на привычные вещи по-новому и начать играть.

Презентация книги «Eat Love» сопровождалась вовлечением участников семинара в четыре интерактивные инсталляции — лёгкие, радостные, как сама дизайнер, неизменно связанные с эмоциями, ассоциациями, игрой.

Идея первой из них родилась в размышлениях дизайнера по поводу того, что можно приготовить из яиц. Такой же стенд с прикреплёнными к нему изогнутыми ложками, на которых и подавались яичные «вариации», впервые был презентован на встрече дизайнера с королевой Голландии Беатрикс. Инсталляция показывает, что блюда из одного и того же продукта могут быть совершенно разными — так же, как и люди, одинаково состоящие из плоти, костей и крови.

В другом же зале участникам предложили оценить необычно приготовленную и сервированную еду, нанизанную на вилки, которые дизайнер прикрепила на длинные стики. Словно бабочки (а именно такое название и получила данная инсталляция), над длинным столом порхали-колыхались плоды инжира, фаршированные козьим сыром и кардамоном, креветки, артишоки и кусочки поленты — круто сваренной каши из кукурузной муки. Сопроводительные таблички, да и сама Марайя, настойчиво сообщали, что каждое из блюд является мощнейшим афродизиаком.

Ещё одно действо под названием «Монохромная еда» включило в себя вкушение аппетитных предметов фуд-дизайна, которые воплощали или иную ассоциацию из жизни и сервированных на пластмассовых палитрах для красок. Об ассоциациях сообщалось в маленьких записочках, подложенных под каждым предметом. По словам Марайи, фуд-дизайнер в своих работах так близко подбирается к истинной человеческой сущности, что способен управлять воспоминания людей, возрождая при помощи вкусовых ощущений особо памятные события жизни.

Также он может напомнить людям, что природа находится внутри нас, она — наша суть, а мы все — её частички, и лес пахнет лесом, а не шампунем или освежителем воздуха, овощи растут на грядках, а не на полках супермаркета, а яйца несёт курица, а не пластмассовые контейнеры.

Мы сами способны стать дизайнерами своей еды, превратив в мастерские кухни квартир, домов, летних домиков или кемпингов. Чтобы это продемонстрировать, Марайя Фогельзонг привела пример игры с дочкой, которая, как многие маленькие дети, не любит есть овощи. Положив перед девочкой и её друзьями редиску, морковку, капусту и прочие дары огорода, она предложила сделать из них украшения, используя только фантазию и острые зубки. Дети с восторгом выгрызали из них всё «ненужное», наряжая себя серёжками, колечками и браслетами из таких полезных растительных продуктов.

Такими же детьми почувствовали себя посетители семинара (среди которых были рестораторы, дизайнеры, модельеры, а также шеф-повара известных киевских ресторанов), когда их пригласили создать скульптуры из больших цельных кусков шоколада при помощи дробила и молотка.

Весёлый эксперимент прошёл с переменным успехом: заготовки попросту раздробили на кусочки, что вовсе не расстроило вовлечённых в творческий процесс дядь и тёть. Было приятно наблюдать за тем, как идеи Марайи зажигают, становятся частью пришедших на семинар людей, наполняют их яркими впечатлениями, рождают новые эмоции и вдохновляют — на любовь к человеку вкушающему и дальнейшие поиски вкуса жизни.

Marije Vogelzang
Сайт организатора семинара Creapro

Фотографии: Анны Браги, № 1, 2, 9 — 12 предоставлены организаторами