Фриденсрайх Хундертвассер. Пряничные дома для людей и деревьев

Творчество этого человека вряд ли может вызывать однозначную реакцию. Кто-то совсем не приемлет стиля, в котором выполнены его архитектурные работы, называет самого автора самоучкой, выскочкой и создателем «пряничных домиков». Другие же им восхищаются, вдохновляются его теориями и по-настоящему гордятся тем, что живут в строениях, возведённых по проекту Фриденсрайха Хундертвассера (1928 — 2000).

Так или иначе, видение мира этого человека и сегодня вызывает значительный интерес, сформулированные теории и манифесты звучат актуально, а Хундертвассерхаус в Вене входит в обязательный туристический маршрут каждого уважающего себя «охотника за достопримечательностями».

Родился Фриденсрайх Хундертвассер (нем. Friedensreich Hundertwasser, настоящее имя — Фридрих Штовассер (Friedrich Stowasser) 15 декабря 1928 года в Вене, где провел все детство и юность. Отец — австриец, мать — еврейка. С 1936 года посещал венскую школу с обучением по системе Монтессори, учителя которой отмечали у мальчика особое ощущение цветов и форм.

Детство его складывалось далеко не безоблачно. Отец, скончался от аппендицита, когда Фридриху был всего год. Еврейское происхождение обрекло семью в годы войны практически на уничтожение: в 1943 году в концлагере погибло 69 еврейских родственников по материнской линии, в том числе бабушка и тетя.

Хундертвассер перед открытием своей выставки в Студии Поля Фачетти. Париж. 1954. Фото: 2009 Hundertwasser Archiv, Viennae

Однако испытания не остановили и, возможно, даже подстегнули развитие творческого начала, его стремление в рисунке выразить свои чувства. В гимназии юноша начинает писать природу, что стало основой для всего последующего творчества. Сдав выпускные экзамены, в 1948 году Фриденсрайх Хундертвассер в течение трех месяцев посещает Венскую Академию. Тогда же он отправляется в свои путешествия по другим странам.

Молодой художник меняет имя Фридрих Штовассер на Фриденсрайх Хундертвассер. «Фриденрайх» означает «царство мира», фамилия состоит из слов «сотня» и «вода». Это был уже не первый эксперимент со сменой имени, среди более ранних псевдонимов были, например, Дункельбунт или Регентаг. Однако вариант Фриденсрайх Хундертвассер стал окончательным.


Дерево-спираль (Spiralbaum). Почтовая марка. Вена (Австрия), 1975

После своей первой выставки, которая состоялась в Венском арт-клубе в 1952 году, Хундертвассер активно включился в культурную и общественную жизнь. В 1961 году посещает с выставкой Японию (в Токийской галерее), 1962 году представляет ретроспективную экспозицию на биеннале в Венеции, 1969 — выставки в музеях США…

Собственный графический стиль, в основе которого лежит так полюбившаяся мастеру спираль, стал визитной карточкой художника. Спираль стала на всю жизнь любимой темой, формой и содержанием, воплощением мировой гармонии, которая характеризовала и его взаимоотношения с природой. В настоящее время его графические работы занимают почетное место в Венском доме искусств (KunstHausWien).


Ириналэнд за Балканами. Рим (Италия), 1969. 36,5 х 51 см. Смешанная техника: акварель, яичная темпера, масло на алюминиевом картоне. Фото: 2009 Hundertwasser Archiv, Viennae

Бурные водовороты напоминают перипетии личной жизни. Хундертвассер был дважды женат, первый брак был заключен на Гибралтаре, второй — в Японии, но оба не продлились долго. Зато позже художника постоянно окружали сменяющие друг друга молодые подруги, что было предметом постоянного любопытства и зависти.

Эпатаж как средство

Свои рассуждения относительно теории искусства и архитектуры Хундертвассер выражает в манифестах, с которыми активно выступает на публике, причём, большинство из них носят эпатажный характер. Так художник и архитектор протестовал против обыденности и равнодушия к окружающему, привлекая внимание к своим тезисам относительно роли природного в городской среде, нового смысла искусства, поиска искры творческого духа, заложенной в каждом человеке.

Первый манифест, воплотивший его архитектурную концепцию, был направлен против рационализма в архитектуре и провозглашен в Зеккау, бенедиктинском монастыре.


Фасад здания Венского дома искусств (KunstHausWien). Вид из внутреннего дворика

Параллельно с чтением лекций в гамбургской художественной Академии, продолжал развивать выдвинутую им в конце 50-х теорию трансавтоматизма, который призван высвобождать природные энергии, заблокированные цивилизацией. В 1959 году, будучи приглашённым лектором Академии изящных искусств в Гамбурге, Хундертвассер устроил перформанс, который закончился публичным скандалом.

Ползая под ногами столпившихся зрителей, он и два его друга, Харальд Шульц и Базон Брох, в течение двух суток непрерывно рисовали линию на стенах — сначала чёрным, потом красным, при свете свечей, когда власти отключили электричество. Художники вынуждены были прервать своё занятие, когда линия достигла высоты 2,5 метров, при этом Хундертвассер сокрушался о том, что не смог достичь цели — точки в центре потолка.


Автопортрет. Вена (Австрия), август 1948. 62 x 43 см. Пастельные карандаши на рисовальной бумаге

Сочинив очередной манифест под названием «Право на третью кожу», Хундертвассер прочел его обнаженным в Мюнхене в 1967 году, вызвав крайнее изумление у публики. Второй подобный акт назывался «Loose from Loos». И, если верить легендам, это было не последнее его общественное выступление нагим.

Архитектура природной гармонии и свободной фантазии

Архитектурное творчество Фриденсрайха Хундертвассера тесно связано с экологическим самосознанием. Красной нитью во всех работах проходит мысль о том, что человек должен не разрушать, а сохранять природу, естественный пейзаж насколько это возможно. И ручей, и река, и болото должны быть неприкосновенны, как были созданы Богом.

«Дерево-жилец символизирует рубеж, на котором дереву вновь отводится высокий статус как партнёру человека. Отношения человек — растительность должны принять религиозный масштаб. Только если ты любишь дерево, как самого себя, ты выживешь. Дерево-жилец — это в значительной мере видимый символ заглаживания вины перед природой, который возвращается маленький кусочек земли от тех необъятных территорий, который мы, люди, незаконно отняли у неё и разрушили»

Человек должен навсегда избавиться от мыслей исправить природу, ведь первоочередной необходимостью является заключение с ней мирного договора. И конечно, Хундертвассер подробно описывает, какие шаги помогают возродить гармонию — в первую очередь, в строительстве человеческого жилья.

Если с этими утверждениями согласится большая часть здравомыслящих людей современности, некоторые аспекты теории Хундертвассера вызовут саркастическую усмешку профессиональных проектировщико — и в чём-то они будут правы. Например, он высказывал мысль о том, что каждый должен иметь возможность строить и, пока эта свобода не существует, современную архитектуру нельзя считать искусством вообще.


Отель «Rogner Bad Blumau». Штирия (Австрия). Фото с сайта отеля

Не надо сдерживать желание человека строить что-либо. Каждый должен иметь возможность проектировать и строить и нести ответственность за те четыре стены, в которых он живет… В дальнейшем здравый смысл победил, и Хундертвассер заявил, что архитекторы могут выполнять функции технических консультантов, но должны быть подчинены жителю и его желаниям.

Дом Хундертвассера в Вене, строительство которого закончилось в 1986 году, стал первым домом, полностью оформленный этим самобытным архитектором. Эксцентричное здание, призванное стать образцом своеобразия и качества жизни в муниципальных постройках обновлённой Вены, сразу же вошло в число городских достопримечательностей.


Дом Хундертвассера / Hundertwasser House. Вена (Авcтрия), 1983 — 1986

Оно не похоже ни на один из окружающих его домов и выглядит так, словно сошло со страниц старинной сказки или картинки в альбоме, нарисованной нетвёрдой рукой ребёнка. Фасад, покрытый керамической плиткой, поделен на асимметричные четырёхугольники, отчего всё строение кажется пляшущим на волнах. Все окна разные по размеру — от совсем крошечных до широких многостворчатых конструкций. Неровные полы комнат и коридоров напоминают тропы, бегущие сквозь зелёные заросли, в которых утопает дом.

«Ровный пол — измышление архитекторов… Живой, неровный пол означает возвращение утраченного человеческого достоинства, которое было отнято у человека в нивелированном градостроительстве. Неровный пол становится симфонией, мелодией для ног. Он приводит в тонус всего человека»

Лекарство от серости

Фриденсрайх Хундертвассер считал, что люди не должны жить в одинаковых домах, от этого они чувствуют себя плохо. Каждый человек, по его мнению, имеет право раскрасить или как-либо иначе изменить стену дома, высунувшись из окна, насколько хватит длины рук. Тем более, внутри дома каждый вправе изменить все так, как ему хочется. Хундертвассер возглавлял несколько проектов, которые должны были привести к реабилитации зданий бывших мануфактур.


Мусоросжигательный завод. Вена (Австрия), 1990 — 1991. Фото: © Lukas Riebling

Унылые коробки предприятий он сумел превратить в сказочные терема, используя битую керамическую плитку для украшения стен мозаичными картинами, которые расцвечивали яркими красками ровную и тоскливую до этого поверхность.

На дома Фриденсрайх Хундертвассер насаживал голубые или золотые купола-маковки, которые нарушали монотонность прямой линии крыши, в стенах оборудовал ниши для деревьев. Самый известный подобный проект Фриденсрайха Хундертвассера — выставочный зал Kunst Haus Wien, расположенный в австрийской столице. Также к самым известным из реализованных проектов относится завод по переработке мусора в Вене, кирха Святой Барбары в Бернсбахе, детский сад в Хеддернхайме близ Франкфурта, придорожный ресторан в Бад-Фишау и др.


Придорожный ресторан. Бад-Фишау-Брун (Австрия), 1989 — 1990

Архитектор был убеждён, что люди должны хоть как-то компенсировать тот урон, который наносило природе индустриальное общество. Поэтому он отводил деревьям и траве место при планировке своих домов и на доме, и прямо в нем. Например, посреди комнат растут деревья, выпуская из окон наружу свои ветви, а крыши зданий покрыты дёрном.

«Колонна — важный элемент архитектуры. Рядом с колонной чувствуешь себя так же хорошо, как рядом с деревом. Колонная должна быть красивой и многоцветной и при доэжде, и в лунном свете»

Архитектуру определяют органические формы, преобладание кривых (прямые линии он называл «орудием дьявола»). Его здания свободны от принятых в обществе стандартов, в проектах Хундертвассера природа и человек тесно сотрудничают друг с другом. Считая, что упорядоченная линия фасада здания напоминает концлагерь, архитектор говорил, что окна домов должны иметь право на собственную жизнь. Он даже вывел целую теорию права окон на самоопределение.

«Апартеид оконных рас должен прекратиться. Потому что повторение неизменно одинковых окон друг за другом и друг над другом, как в модульной сетке, есть признак концентрационного лагеря. Окна строем плечом к плечу грусты; окна должны иметь возможность танца. …У человека в многоквартирнгом доме должна быть возможность высунуться из своего окна и — насколько хватит его рук — поскретсти стену. И ему должно быть разрешено длинной кистью — насколько он может доянуться — расписать всё снружи, так чтобы издалека, с улицы, было видно: здесь живёт человек, отличающийся от своих соседей, заключенных в квартиры, порабощённых стандартизированных людей»


Фриденсрайх Хундертвассер

Идеальный дом человека мира

Для Фриденсрайха Хундертвассера идеальный дом представляется безопасным убежищем, уютной берлогой, покрытой травой, но с хорошим обзором из многих оконных проёмов. А крыша дома сливается с холмом и туда частенько забредают овечки в поисках свежей травки. Не случайно любимым животным Хундертвассера была улитка с домиком на спине, что нашло отражение в его проекте флага для Новой Зеландии, к которой он испытывал особые чувства и которая, по сути, стала ему второй родиной. Здесь ему и удалось, наконец, построить дом, полностью отвечавший его представлениям об идеальном жилище.


Купол под золотым дождем. Золотая монета. Вена, 1978. Фото: © 2009 Hundertwasser Archiv, Vienna

Фриденсрайх Хундертвассер с радостью занимался всем, что его увлекало. Преуспел в изготовлении эскизов для почтовых марок, за что получил гран-при филателистов в 1997 году в Германии. Рисовал марки для республики Берега Слоновой кости, Сенегала, островов Каба-Веде и ООН. По его образцам японские зодчие создавали резные скульптуры из дерева.

Хундертвассер берётся за дизайн почтовых карточек, автомобильных номерных табличек, жетонов для казино, плакатов, разрабатывает дизайны для самолетов линии «Боинг» и «Кондор». Строит рынки, летние деревни, оформляет энциклопедии и обложки для книг.


Воздушный змей. 1990

Родина отвечает мастеру признательностью, устраивая тур выставок «Австрия представляет Хундертвассера континентам». Начиная с Парижа, он проехал по городам Европы, затем побывал в Мексике, США, Канаде, Северной Африке. Произведения Фриденсрайха Хундертвассера щедро разбросаны по всему миру. В Токио и Лиссабоне, Вене и Магдебурге, да и во многих других городах вы можете увидеть творения мастера. Думаем, читателям не составит большого труда определить его авторство.

Последние годы жизни художник провел в Новой Зеландии. Он скончался 19 февраля 2000 года, на борту лайнера «Королева Елизавета», по дороге между двумя своими домами на разных материках Земли.

Авторский текст Д.Журнала©


Питьевой фонтан. Линц (Верхняя Австрия), 1993 — 1994. Исполнение: Ханс Мюр (Hans Muhr), скульптор и дизайнер. Фото: © 2009 Hundertwasser Archiv, Vienna


Зелёная цитадель. Магдебург (Германия), 2004 — 2005. Фото с сайта проекта


Ириналэнд (Irinaland). Фарфоровая чашка, 2001. Фото: © 2009 Hundertwasser Archiv, Vienna


Цветочный домик. Зельб, 1981 — 1983. Фото: © 2009 Hundertwasser Archiv, Vienna


Музей в Венском доме искусств (Kunst Haus Wien). Фото: © Kunst Haus Wien / W. Simlinger

При подготовке статьи использованы материалы книги «Хундертвассер. Венский дом искусств» (2009, Taschen Ташен) и
информация с сайтов:

hundertwasser.ru
Википедия
Венского дома искусств
Зелёной цитадели
сайта термального курорта Рогнер Бад Блюмау