Узкие улочки, старые добротные домики, пышные сады за скромными фасадами… Это шведская Ландскрона, получившая права города в 1413 году. В прошлом — крупный торговый центр с самым мощным и современным замком-крепостью, разрушенном в ХІХ веке за ненадобностью, сейчас — портовый городок на сорок тысяч жителей.
Строительство новых домов в таких местах почти всегда становится серьёзным испытанием для архитектора. На участке шириной всего в 5 метров, между двумя невысокими старинными постройками шведскому архитектурному бюро Elding Oscarson необходимо было возвести дом, достаточно просторный для комфортного проживания в нём мужской семейной пары и отвечающий последним веяниям современного дизайна.
Йохан Оскарсон и Йонас Элдинг справились с заданием блестяще. Благо, шведское законодательство во многом идёт навстречу зодчим и заказчикам их проектов, что способствует появлению в ландшафте городов таких нестандартных архитектурных объектов.
Как в экстерьере, так и в интерьерном решении дома чувствуется влияние японской архитектурной традиции. Это не случайно: на протяжении семи лет Йонас Элдинг вёл совместную творческую деятельность с японской студией SANAA по созданию Нового музея современного искусства в Нью-Йорке. В свою очередь, Йохан Оскарсон за последнее время успел поработать со стокгольмскими мастерами из Sandellsandberg над проектами для Villa Nilsson и интерьером для штаб-квартиры OMX.
Бюджет строительства дома в Ландскроне, общая площадь этажа здания которого (по внутреннему обводу наружных стен) равняется 125 кв. м., составил 280 тыс. евро.
В этом небольшом по объёму здании, используя довольно ограниченные средства, архитекторам удалось создать оживлённую последовательность воздушных пространств, ниш, лёгких лестниц, интерьеров и экстерьера, горизонтальных и вертикальных акцентов.
Внутреннее пространство дома прорезают три тонкие плиты, мягко разделяя его на уровни, каждому из которых отведена своя функциональная зона. На первом размещается кухня и столовая, на втором — гостиная и библиотека, на третьем — спальня и открытый санузел. Жилое пространство перетекает во внутренний дворик, где находится ещё одна небольшая постройка с рабочим кабинетом.
Открытость во всех направлениях делает здание, стены которого одинаково отделаны со всех сторон, монолитным и прозрачным одновременно. Соседские фасады закрыты, однако ощущается какая-то глубокая человечность от их всестороннего присутствия, мягкого касания, множества видимых из окон деталей, сдержанной орнаментики…
По словам Йохана Оскарсона и Йонаса Элдинга, появление в городе таких домов, как и различных артефактов, уличной мебели, двориков и зелёных насаждений, влечёт за собой размывание границ между частным и общественным. Это и есть настоящие следы присутствия Человека, знаки внимания к среде своего обитания и ухода за ней.