Будь то закрытая на замок родительская комната, старое здание в аварийной ситуации или огражденная стройплощадка — всегда интересно заглянуть туда, куда заходить запрещается. Мы безоговорочно верим в то, что видели сами, на с подозрением относимся к невероятным рассказам даже из уст самых близких людей, которым бесконечно доверяем.
Именно на этой психологической особенности построена инсталляция Outside-In, ставшая частью экспозиции 22-го международного фестиваля садоводства в Шомон-сюр-Луар (Chaumont-sur-Loire), Франция.
На территории парковой зоны вокруг участка размером 8 х 5 метров была возведена изгородь из металлических модулей и белого прочного полотна. Лишь воспользовавшись одним из многочисленных глазков на его внешней поверхности, зритель может заглянуть внутрь. Таким образом, наблюдающий оказывается вовлеченным в иллюзорное пространство дремучего леса, которого в реальности не существует. Подобный эффект достигается благодаря тому, что все четыре внутренних плоскости имеют сплошную зеркальную поверхность, закрывающую в том числе и смотровые отверстия.
Инсталляция, созданная студией Meir Lobaton Corona в сотрудничестве с архитектором Улли Хекманом (Ulli Heckmann), задумана как визуальный обман: зритель, полагаясь лишь на то, что видит, получает в итоге то, что сформировано его собственные воображение.
В одной из сцен «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла, героиня смотрит сквозь щелочку в двери на волшебный сад, в который невозможно попасть, и сразу же загорается желанием очутиться в этой зеленой сочной сказке. Подобно Алисе, зритель не может физически проникнуть в пространство, ему остается довольствоваться возможностью очутиться там лишь в иллюзорном измерении. Главный парадокс этого аттракциона заключается в том, что внутреннее пространство, которое он созерцает, намного больше габаритов контейнера, которые его окружает.
Outside-In — это сад в саду, маленькая вселенная, пространство, которое наталкивает на размышления о несоответствии того, что мы видим, с тем, что мы знаем, ведь физическая реальность и визуальное восприятие очень противоречивы.