Ковёр: история и современность

Со вкусом подобранный ковер подарит ощущение, что любимая с детства волшебная восточная сказка стала реальностью. Если учесть особенности помещения, где будет лежать ковер, можно избавиться и от лишних хлопот по уборке.

Вспомнив многовековую историю, приходится признать: изначально ковры служили только для практических целей. Восточные кочевники еще две тысячи лет назад ткали теплые полотна, чтобы с их помощью защитить себя от дождей и ветров, от жары и холода. Тканые полотна — превосходный строительный материал, войлочный дом легко собирался и разбирался, что позволяло совершать многокилометровые переходы и в любом месте чувствовать себя как дома. Шли века, человек начал ценить не только комфорт и уют, но и оригинальность, изысканность ковров.


Tufenkian Carpets

Современные материалы и безудержный полет фантазии дизайнеров позволяют с помощью напольного покрытия преобразить интерьер любого помещения. Чтобы реальность превзошла все ожидания, при выборе необходимо учесть всё: фактуру, форму, расцветку. Не последнюю роль играет материал, который использовался для изготовления.


Tufenkian Carpets — Firjustan Ruby

Сегодня к натуральным и известным тысячи лет назад материалам (хлопку, шерсти и шелку) добавились синтетические волокна. Производители предпочитают сочетать шерсть, хлопок и шелк с полученным синтетическим путем полиэстером, супримом и полиамидом для снижения стоимости ковра и придания ему дополнительных полезных свойств. Различные способы изготовления также расширяют ассортимент, покупателям предлагают не только войлочные или вяленые ковры, но и тканые, плетеные и тафтинговые ковровые покрытия.


Crate&Barrel — Paolo Marine Shag Rug

Виды ковров и их особенности

Тканые ковры производятся путем переплетения продольных и поперечных нитей. Технология плетения известна уже сотни лет. У таких изделий нет ворса, и если нужно получить ковер с рисунком, комбинируют нити самых разных цветов или вышивают полученное однотонное полотно. У тканых ковров, изготовленных машинами, ворс есть. Он производится одновременно с основой. Традиционные виды тканых ковров: килим, палас, сумах. Названия — еще одно свидетельство, что такие ковры пришли к нам с Востока.

До появления специального оборудования ковры ткали только вручную, сегодня машины значительно облегчили труд людей. Однако по ценности и красоте с коврами ручной работы не может соперничать ни одно машинное изделие. Качество тканого ковра определяется плотностью переплетения нитей, материал тоже имеет значение. Как правило, такие ковры ткут из шерсти и хлопка, чем выше процент шерсти в изделии, тем более дорогостоящим и качественным оно будет.

Плетеные ковры существенно отличаются от тканевых. Благодаря вплетенным тканевую основу узелкам у них есть ворс. Узелки могут быть различных видов и форм, так же как и материал для их изготовления. Плетеные ковры изготавливают поэтапно, закончив небольшой участок ковра, нити подрезают, благодаря чему на поверхности проявляется рисунок.

Валяные ковры (их еще называют войлочными) пришли к нам из глубокой древности. Они служили надежной защитой кочевникам, но сегодня не так популярны как тканые и плетеные. Возможно, потому, что они не так красивы. На изготовление войлочного ковра затрачивается меньше времени и сил.


Дизайн Ульфа Морица (Ulf Moritz)

Тафтинговые и иглопробивные ковры производят только машины. Надо ли говорить, что благодаря этому такие ковры сегодня продаются лучше всего? У тафтинговых ковров есть ряд особенностей, а принцип изготовления не сложен и очень похож на работу швейной машины. Несколько десятков игл протягивают нить сквозь первичный подкладочный материал, при возврате игл получаются петли. Именно поэтому такие ковры называют еще и петельными. При необходимости петли можно разрезать и получить разновидность, в которой сочетаются ворс и велюр.

При иглопробивном способе производства ковров промышленные иглы связывают нити между собой, в результате получается очень плотное по структуре покрытие, чем-то напоминающее циновку. Иглопробивные ковры чаще всего производятся из синтетических материалов. Проигрывая тканым и тафтинговым покрытиям по внешним данным, они завоевали своего покупателя благодаря сочетанию доступной цены и хорошей износостойкости.


Tufenkian Carpets — Floral Heriz Brick/Beige

Секрет уютного дома: выбор цвета и фактуры

Узнав секреты изготовления и особенности материалов, можно переходить к выбору ковра для определенного помещения. Многообразие форм, расцветок, материалов и способов изготовления подтверждает: ковры нужны разные. То, что хорошо для ванной комнаты, совершенно не подойдет для спальни. Нельзя использовать для дома и офиса одни и те же ковровые покрытия.

Ковры светлых тонов визуально увеличивают пространство, но они совершенно не подходят для тех комнат, где скапливается много людей, потому что на таких покрытиях легко заметить мусор и следи от мебели. Лучше всего напольные покрытия светлых оттенков смотрятся в спальне. Что качается материала, идеальный вариант для спальни — махровые ковровые покрытия.


Дизайн Ульфа Морица (Ulf Moritz)

Оформляя гостиные и детские комнаты можно не бояться экспериментировать с цветом, можно выбрать изделие с оригинальным рисунком, который понравится ребенку или подчеркнет изысканность комнаты для гостей, но наиболее оптимальные материалы — велюр или плюш с низким ворсом. Такие ковровые покрытия легко чистить, они долго не сминаются и не теряют форму.

Для лестниц, прихожих и офисных помещений чаще всего выбирают петлевые и комбинированные покрытия, которые из-за плотного ворса как бы отталкивают загрязнения. Если же пятна все же остались, проблем с уборкой не возникнет.


Ege

Для ванной комнаты или кухни, а также для всех помещений хозяйственного назначения тоже лучше использовать синтетические ковровые покрытия. Искусственным должен быть и ворс и основа, тогда любимый коврик прослужит дольше.

Последние десятилетия коврами из искусственных материалов нередко заменяют линолеум или доску, расстилая их по всему помещению. Если хочется сделать комнату более стильной и оригинальной, можно поверх покрытия положить небольшие коврики.


Коврики из новой коллекции Laura Ashley

Современного покупателя и более новые дизайнерские решения — авангардные ковры отображающие целые картины, творения известных художников Пикассо, Ван Гога, Дали… Нельзя не отметить недавно появившиеся на рынке ткачества так называемые скульптурные ковры, которые создаются вручную, сочетая в себе как современные, так и традиционные технологии. Современные ковры — это не только известные для всех орнаменты, но также этнические мотивы, абстрактные, тематические, например, с изображением диснеевских героев. Поражает и разнообразие формы ковров, она может быть не только квадратной, но и овальной, многогранной, в виде треугольника, полумесяца и т. д.


Liora Manné — Rainbow

На сегодняшний день ковры снова в моде и не только придают дому тепло и уют, но и позволяют осуществить собственные фантазии в устройстве и организации личного пространства, интерьера помещения. А современные технологии дают возможность по-новому раскрыть восточные ковровые рисунки, показать красоту средневековых гобеленов и современных мотивов.

Текст Анжелики Кузьминой, специально для Д.Журнала


Tufenkian Carpets


Tufenkian Carpets — Copacabana

Flor — Коллекция художника-колориста, дизайнера Александра Жирара


Флориан Пушер (Florian Pusher) — Land Carpet


Ege


Crate&Barrel — Roxey Rug


Crate&Barrel — Paolo Multi Shag Rug


AshaCarpets — Mandala warm brown (шерсть + шёлк)


AshaCarpets — Crossing (ручная работа)

Процесс разработки и изготовления ковра, фото Tomek Berezinski (Asha Carpets)

В статье использованы изображения ковров и ковровых покрытий компаний:
Tufenkian Carpets (США)
Flor (США)
Ege (Дания)
Laura Ashley
Crate&Barrel (США)
Asha Carpets (США)
Ulf Moritz
Liora Manné
Florian Pusher