«Плазма» — литовская архитектурная студия, больше десяти лет работающая над интерьерами для общественных и жилых помещений, а также проектами зданий и реконструкций. Работы студии неоднократно становились победителями конкурса «Интерьер года» в Литве.
Сегодня деятельность компании охватывает всю Прибалтику и Европу, а совсем скоро офис «Плазмы» откроется в Киеве. Д.Журнал не смог упустить возможность задать несколько вопросов одному из основателей «Плазмы» Ритису Микуленесу, проекты которого пользуются значительным спросом в странах Прибалтики.
— Ритис, в вашем офисе еще осталось свободное место для новых наград?
— Мы боремся не за награды, а за качество. Но в архитектуре, как в спорте: получить награду легче, чем постоянно поддерживать чемпионский титул. За последние годы мы неоднократно побеждали в конкурсе «Интерьер года», и очень приятно, что наша работа не остается незамеченной.
В этом году «Интерьер Года» нам вручили за интерьер офиса производителей молочной продукции «Pieno zvaigzdes». Проект интересен тем, что на каждом из трёх этажей было создано своё определённое настроение.
Офис Pieno Zvaigzdes
— Вы любите принимать вызовы?
— Конечно! Изначально, создание компании был риск, но я с ним справился. Стартовать было трудно, но я с самого начала хотел делать качественные и современные объекты. Сегодня, целенаправленно иду к своей цели и никогда не берусь за те проекты, которые не могу сделать идеально.
Еще в третьем классе написал в сочинении, что буду архитектором. Когда учился университете, начал работать с большими заказами, и до сих пор, параллельно с работой, стараюсь учиться и усовершенствоваться.
— Какие интерьеры вы создаете?
— Наш конек — это интерьеры общественных помещений: офисы, кафе, рестораны, магазины, даже музей довелось обустраивать. Выполняем проекты зданий, а также проекты реконструкций. Ну и конечно, жилые интерьеры.
Офис Pieno Zvaigzdes
— Чем вы руководствуетесь в процессе работы?
— Я всегда говорил, что задача архитектора — воплотить в жизнь виденье и желания клиента, помочь ему в выборе и не сделать ошибок в поиске оптимального варианта. Но если у него нет никакого представления, то нужно предложить свои идеи, что для меня очень приятно.
Коммерческий интерьер очень отличается от приватного. Создавать общественный интерьер намного проще, потому что он нацелен на общественные цели и понятен как инструмент заработка для предпринимателя. Для частных интерьеров необходимо больше субъективных решений. Нужно хорошо познакомиться с семьей заказчика, чтобы правильно воплотить идеи в жизнь.
Кухня. Частные апартаменты
Если предлагаю более современные, нестандартные, невиданные раньше решения, то часто встречаюсь с сомнениями со стороны клиента. Тогда приходится нелегко: нужно быть очень уверенным в себе, чтобы отстоять свои идеи, доказать, почему лучше так, а не иначе. И всегда знаю, что каждая ошибка может дорого стоить. Я концентрируюсь на долголетии, понимая, что качество объекта раскрывается не сразу, а только через некоторое время. Опыт набирается по капельке, с каждым сделанным проектом. Не буду скрывать, что за десять лет доводилось и учиться на своих ошибках. Не зря в нашей среде говорят, что архитектор до сорока лет считается только младшим специалистом.
— Как боретесь с кризисом?
— Расширяемся (Улыбается). Наши клиенты знают цену хорошему дизайну, и кризис им не помеха. Так называемый «пик» был плох тем, что построилось много некачественных архитектурных объектов. Это случилось из-за спешки или погоней за прибылью. Сегодня люди ищут более профессиональные решения, понимая, что хороший дизайн создает дополнительную стоимость объекта.
Офис Pieno Zvaigzdes
— Чего вам не хватает в работе?
— Хотелось бы получить более нестандартные задачи в профессиональной сфере.
— Какие тенденции вы наблюдаете в современной архитектуре?
— Модернизм, он никуда не уходит. Только обретает новые формы, которые часто диктуется технологиями.
Ресторан Aveniu
— Каков ваш дом? Вы создали его сами?
— Да, я сам проектировал. Создавать себе очень трудно, так как знаешь много разных методик. Сам живу в лофте. Я не стал имитировал старину, хотя лофт и в старом доме. Создавая свой интерьер, искал решения между новым и старым. Когда я его реализовывал, меня многие не понимали, сейчас же взгляды поменялись, мода на лофт дошла и до нашего региона. Но такое жильё не для всех.
— Какой стиль (в основном) популярен в Литве? На что ориентируется большинство людей при заказе проекта своих квартир и домов?
— Как и везде, вкусы у людей разные: от итальянского гламура до скандинавского минимализма. Эклектика, то есть смешение разных стилей, чаще всего встречается в литовских интерьерах.
— Что можете пожелать студентам-архитекторам?
— Сегодня трудно начинать деятельность, потому что специалистов много, а время для старта не очень удачное. Но не стоит поддаваться плохим эмоциям. Даже маленький объект можно сделать хорошо, отыскав новые идеи и подходы. Хочу пожелать им терпения и старания в достижении цели.
— А где бы вы советовали учиться на дизайнера-архитектора? Можно ли говорить о «национальных школах дизайна», характеризующихся определённым стилем, и какие по духу близки вам?
— В нынешнем времени глобализации разница между национальными школами не так видна как раньше. Но они все равно сохраняются. Думаю, что на мое творчество влияют как и скандинавская школа, так школы других стран, например итальянская, датская, португальская и британская архитектура. Рекомендовал бы поучиться хотя бы одной из европейских стран.
— Творчество каких дизайнеров и архитекторов является для вас смысловым ориентиром, в каких проектах находите вдохновение?
— В мире много прекрасных творцов. Выделить кого-то действительно трудно. Каждый день выделяю время на просмотр профессиональных новостей. Вдохновение приходит не только от асов, но и молодых коллег.
— Вы открываете новую студию здесь, в Киеве. Почему Украина? Не боитесь ли конкуренции с местными архитекторами? Какие услуги будет предоставлять ваша студия?
— В Украине видим нишу своим проектам, также нет языкового барьера. У нас похожи менталитет и история. Конкуренция — хорошая вещь. Изначально будем ориентироваться на общественные интерьеры.
Ресторан Baras Liv Lounge
— Если вас попросить охарактеризовать в нескольких словах стиль, в котором работает Plazma, — что это будут за слова? Есть ли отличительная особенность у ваших проектов?
— Нас интересует проекты, которые требуют нетрадиционных решений, когда мы можем выразить контекстную зависимость с отражением течения времени. Своими произведениями пытаемся связать архитектуру сооружений с изобразительным искусством. Все наши проекты выполняются со страстью, любовью к деталям, всегда пытаемся создать нечто уникальное.
Коттедж Daugiabutis
Коттедж Sodyba Trakuose
Интерьер коттеджа Sodyba Trakuose
Апартаменты Butas Mansardoje