Ресторан можно сравнить с живым организмом, плодотворно функционирующим лишь при условии цельной, продуманной до малейших мелочей идеи, и её качественной реализации. Здесь не бывает «не важных» элементов. Меню, оформление стола, мебель, освещение, предметы декора, живые растения в интерьере, одежда официантов — всё имеет значение в процессе раскрытия основной темы, которая закладывается в концепции заведения.
Мы обратились к Денису Беленко («Бюро Беленко»), за плечами которого не один реализованный проект как общественных, так и жилых помещений. Он поделился с читателями Д.Журнала некоторыми принципами устройства интерьера ресторана, которые выработал за последние годы. По словам Дениса, этими основополагающими приемами он руководствуется при создании нового интерьера. Эти принципы не являются догмой, однако очень не хочется, чтобы про них забывали.
Свет в интерьере должен быть только теплым, с применением ламп накаливания. Холодный свет — лампы дневного света, галоген, неон и, боже упаси, дюролайт — ни в коей мере не допустимы. Только теплый свет может создать теплую и уютную обстановку. Люстры, торшеры, бра, настольные лампы — все они способны давать осязаемое тепло. Еще отлично подходят свечи, они придают интерьеру некую интимность, делают его романтически настроенным.
Цвета могут быть любыми, любые сочетания цветов уместны. Главное придерживаться естественных оттенков и не уходить в сторону нереально ярких красок. Обычно в ресторане хорошо «работают» спокойные оттенки. Могут быть как темные, так и светлые интерьеры, но они должны быть теплой цветовой гаммы.
Для стен нежелательно использовать гипсокартон, он создает ощущение нестабильности и ненадежности. Лучше всего подойдет кирпичная стена, покрытая декоративной штукатуркой. Кирпичные стены можно оштукатурить, пошпаклевать и покрасить или оклеить обоями. Кстати, обои лучше всего помогают добиться теплого ощущения в интерьере. Также можно драпировать стены или обтягивать их кожей.
Самым лучшим материалом для пола было и остается дерево. Паркет или доска. Неплохо применять керамическую плитку, допустим наливной полиуретановый пол. Вполне хорошо подходит каменный пол. Желательно не использовать ламинат, линолеум, гранитогрес — это те материалы, которые вносят в интерьер устойчивое ощущения «евроремонта».
Самое главное — не использовать пластиковую мебель, мебель с применением кожзаменителя и никеля. Желательно подобрать мебель так, чтобы устроить разные зоны для посадки. Хорошо, когда в ресторане есть и диваны и кресла и стулья. Мебель для ресторана лучше подобрать контрактную — она отличается от бытовой мебели износостойкостью, способом посадки, удобством складирования, легкостью в обслуживании.
Желательно применять в ресторане мебель индивидуального изготовления — чаще всего это диваны. Индивидуально изготовленные диваны позволят с максимальной пользой и комфортом использовать площадь зала. В проекте необходимо предусмотреть посадочные зоны, как для больших компаний, так и столики для двоих.
Габариты столов тоже должны быть разными. Самый «ходовой» размер стола 700 х 700, для компании из 4-6 человек подойдёт стол 800 х 1400, а для пары лучше всего предложить стол 600 х 600. Но надо не забывать и о возможности трансформации зала, поэтому будет лучше сразу предусмотреть те столы, которые смогут трансформироваться — они должны соответствовать по размеру друг другу.
Обязательно должным образом подобранная музыка. Утром — одна, днем — другая, вечером — третья. Недопустимо включать радио и ставить музыку, которую приносит персонал или гости. Музыка очень важна, она задает настроение. Громкость тоже нужно регулировать с чувством, толком и расстановкой. Нельзя забывать про музыку и ее громкость. Много людей — делаем громче, мало — тише.
Телевизор недопустим в зале ресторана. Про это много сказано и много написано, но многие владельцы ресторанов по-прежнему упорно вешают этого врага атмосферы на самое видное место. Если предположить, что все усилия ресторатора направлены на то, чтобы гость получил максимум удовольствия от посещения его заведения, то телевизор в зале снижает интерес гостей к общению и перебивает восприятие интерьера и, как следствие, перетягивает большую часть внимания на себя. В итоге половина посетителей сидят и «втыкают» в ящик, сами того не желая.
Конечно, есть и другая сторона этого вопроса — спортивные события. Футбольный матч позволяет собрать много желающих посмотреть его в компании. На этот случай идеально подойдет проекционный экран, который будет работать только для показа матча — это бесспорно удобно, интересно и выгодно.
Цветы — это хорошо. Они могут быть самыми разными, но только живыми.
При помощи текстиля можно изменить интерьер. Ткани способны как украсить, так и испортить любое помещение. Текстиль может добавить легкости, но может и перегрузить обстановку. Ткани и драпировки, подушки, шторы, обивка — всё это создает отличную акустику в зале, поглощая эхо и придавая стенам уют и некоторую визуальную роскошь. Текстиль делает интерьер богаче.
Форма персонала говорит о статусе заведения. Она не должна быть слишком «сценарной» или напыщенной. Это как военная форма: чем больше погоны и ярче кокарды, тем слабей считается армия. Официанту должно быть комфортно в его форме. У него всегда под рукой должны быть штопор, открывашка, ручка, блокнот, зажигалка. А стилистика формы должна соответствовать интерьеру заведения.