Каждый год в конце октября небольшой городок Эйндховен в Нидерландах становится европейской столицей дизайна. Вот уже второй год подряд свое посольство в нем открывает украинский дизайн. Зачем наши дизайнеры едут на Dutch Design Week выяснила журналист Надежда Шейкина.
Участниками украинского проекта стали 17 команд/дизайнеров. Тема Modern_ISM объединила создателей минималистской керамики, декора из резины и старого фарфора, геометричных аксессуаров из стали, напечатанных на 3d-принтере, бетонной раковины и модуля для реабилитации детей с неврологическими расстройствами. Если разложить работы украинских дизайнеров по трендам, то они четко вписываются в координаты, в которых существует Dutch Design Week: социальный дизайн, дизайн-исследование, новые формы для традиционных материалов, междисциплинарность. Единственное, что стоило бы добавить: новые материалы, на выставке в Эйндховене к ним особое уважительное отношение.
Интересно, что часть посетителей еще с прошлого года помнили – здесь находится большой украинский стенд, и целенаправленно приходили в Temporary Art Centre, чтобы увидеть, что у нас нового.
Одна из кураторов проекта Елена Оранская прокомментировала это так: «Если в прошлом году существование украинского дизайна для многих было сюрпризом и неожиданным интересным фактом, то в этом году есть ощущение, что об украинском дизайне уже знают. Теперь это не экзотика, а просто достойный для посещения стенд в числе других».
Пару слов от участников украинской экспозиции
Евгений Пуклич (Eugene Pucklich) – дизайнер из Харькова представил брутальный шкаф, аккуратно сваренный из металлических труб. «Я поехал протестировать идею. Из отзывов посетителей понятно, насколько такая вещь актуальна и нужна. Если перед выставкой были колебания на этот счёт, то теперь точно знаю, чем займусь после возвращения – буду доделывать полную коллекцию предметов».
Похожие выводы у Ирины Голуб, основательницы Goloob Bureau: “Мы представили на Dutch Design Week два готовых предмета и один прототип. Прототип – розетка Molniya, разработанная студией Dorogaya. Именно она вызвала максимальный фидбек. Суть в том, что рельеф розетки помогает найти разъем и включить вилку в розетку даже в темой комнате, когда она расположена где-то за диваном. Это удобно также для людей с нарушениями зрения или тремором рук. Так вот, каждый из посетителей хотел проверить, как это работает, а потом еще своего друга привести продемонстрировать. К концу выставки наш прототип подустал и начал сыпаться, но для посетителей в Эйндховене это не важно. Главное для них – идея как простая вещь, способна улучшить качество жизни».
Катерина Соколова, участница и один из кураторов выставки рассказала о своем опыте: «В прошлом году мы с брендом Noom презентовали в Эйндховене супрематические вазы. Представитель одного из крупных европейских дизайнерских универмагов взял тогда нашу визитку и написал мне спустя полгода. Теперь мы сотрудничаем. На первый взгляд выставка не ориентирована на бизнес, но представители рынка дизайна заглядывают сюда в поисках новых и необычных предметов».
Изначально DDW развивалась вокруг выпускников Академии дизайна и давала возможность многочисленным мелким мастерским, которые базируются в городе, выставить свои работы публично. В последние несколько лет подключились мебельные производители и профильные медиа, а значит, они видят в этом коммерческий потенциал.
Все участники украинского стенда: Василий Грубляк, Decorkuznetsov (Валерий и Екатерина Кузнецовы), Сергей Махно, OLK Manufactory (Оксана Левченя), Noom (Катерина Соколова и Николай Соколов), Tasha Oro (Наташа Егорова), Маша Рева, Morgental (Катерина Моргентал), Ирина Терех, Goloob Bureau (Ирина Голуб, Мария Красюк), Инна Педан, Евгений Пуклич, ABCDRINGS (Антон Бесчастный), Андрей Зинчук, Андрей Хворостьянов и Харьковская Школа Архитектуры.