Кэтрин Мартин (Catherine Martin). Бисерные черепа

Кэтрин Мартин родилась в Канаде, получила образование в Художественном колледже Челси, теперь живет в Лондоне. После окончания колледжа художница работала в компании Antiques Market, занимающейся продажей антиквариата. А около двух лет назад совершила путешествие в Мексику, которое стало поворотным событием в её творческой жизни.

Там Кэтрин Мартин открыла для себя образцы бисерного мастерства племени уичоли — не только красивые, но и глубоко символичные, напрямую связанные с представлениями о мире и мистической культурой этого индейского народа, проживающего в западной и центральной Мексике.

Уичо́ли  (исп. huichol, самоназвание wixárika (wirrárika) или во мн. числе wixáritari (wirráritari) — «настоящие люди») — племя очень творческое. Они занимаются ткачеством, вышивкой, узорным плетением, бисерным рукоделием, росписью, выделкой кожи, изготавливают луки и стрелы, делают музыкальные инструменты… Причем, в большинстве создаваемых предметах отражаются мифологические и религиозные символы и сюжеты, источником которых является их культура и религиозные традиции шаманизма.

Бисерное искусство — сфера творчества, в какой-то мере новая для уичоли. Вернее, переосмысленная заново:  в древности вместо бисера использовали подручный природный материал — камни, минералы, палочки, кусочки кости, глину, ракушки, семена и косточки плодов. Появление и распространение среди уичоли бисера позволило добиться очень тонких переходов цвета, открыть неизведанные грани мастерства и стало новым сильным средством для выражения идей, вкладываемых ими в свои работы.

Уичоли считают, что их обожествленные древние предки, Первые Люди, когда-то жили в пустыне Вирикута (Wirikuta) и были вытеснены в окрестности Западной Сье́рра-Ма́дре, дабы вести «смертное» сельскохозяйственное существование. Каждый год уичоли предпринимают паломничество в священную землю Вирикута, чтобы охотиться на «Синего Оленя» (образный символ пейота, кактуса с галлюциногенными свойствами). Паломники во главе с шаманом преодолевают длительное путешествие туда и обратно (в общей сложности около 1000 км!), чтобы повторно войти в священную землю. Во время похода они выполняют ряд ритуалов и церемоний, цель которых состоит в символическом преобразовании себя в божество.

Кэтрин Мартин была поражена яркостью, открытостью и глубиной работ искусных бисероплетчиков. Члены племени, хорошо адаптированные к реалиям современной жизни, тепло и дружелюбно приняли художницу. Она с головой ушла в изучения символики цветов и сюжетов бисерных творений уичоли и довольно скоро научилась «прочитывать» зашифрованные в них смыслы. К примеру, синий и голубой цвета являются символическим обращением к духу дерева дождя (Rapawiyeme), черный — духу Тихого океана (Tatei Aramara) — мира умерших, где, согласно верованиям уичоли, обитала громадная змея, также посылающая дождь; красный — воплощением священной земли Вирикуты (Wirikuta)…

Из Мексики Кэтрин привезла не только свежие знания и впечатления, но и первые работы, выполненные совместно со своими новыми наставниками. Ими стали фигурки, изображающие человеческие черепа, полностью покрытые бисером.

Взяв за основу череп — очень неоднозначный предмет, символическая нагрузка которого разнится в западном обществе и культурных традициях коренных народов Мексики, — Кэтрин Мартин реализует интересный (как с декоративной, так и культурологической точки зрения), а также, безусловно, вызывающий проект под названием Our Exquisite Corpse («Наш изысканный труп»).

В культуре Запада череп — атрибут многих изображений  христианских  апостолов и святых — является свидетельством размышлений их о смерти и — в целом — эмблемой смертности человека. Касаясь исследований истории культуры, уместным будет вспомнить термин «ванитас» (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие»), обозначающий жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является череп.

Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, череп является лишь формой когда-то живой головы. Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о быстротечности человеческой жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти.

В мексиканской и многих других культурах смерть — это не конец, а лишь состояние между разными жизнями. Поэтому череп символизирует жизнь и реинкарнацию. Череп в культуре народа майя был знаком испытания. Он символизировал не столько саму смерть (в нашем понимании этого слова), сколько такие качества характера, как сила, воля, твердость и выдержку, был символом прочности человеческого тела.

До сих пор в Латинской Америке праздник Дня мертвых является одним из самых популярных и любимых событий. Череп — общий символ праздника — представлен на празднестве в виде масок, а также статуэток, выполненных из самых разнообразных материалов: дерева, пластика, сахара или шоколада.

Вынося на всеобщее обозрение такой неоднозначный символ, Кэтрин, на наш взгляд, преследует цель эпатировать публику — и в то же время привлечь внимание к различной смысловой нагрузке одного и того же символа в разных культурах. А значит — и открытия для многих культурной самобытности уичоли.

Бисерные изделия мастеров уичоли, выполненные по проекту Кэтри Мартин, представляют собой аппликацию: стеклянные, пластмассовые или металлические бисерины наклеиваются на твёрдую форму, покрытую воском. Поэтому работы следует предохранять от воздействия солнечного света и нагревания.

Сейчас на сайте Our Exquisite Corpse можно увидеть не только бисерные статуэтки человеческих голов, но и мастерски выполненные черепа быка и жирафа. Каждый предмет упаковывается в подарочную коробку, обитую мягким материалом. Также под брендом Our Exquisite Corpse  выпускаются подчеркнуто-грубоватые минималистические светильники для нестандартных пространств.

Сайт Our Exquisite Corpse

Facebook проекта Our Exquisite Corpse

Пожалуйста, также читайте:

Ричард Престон (Richard Preston). Красотой по войне

Марина Демпстер (Marina Dempster). Обувь с характером

Бисерное искусство Наташи Сан-Мишель (Natasha St. Michael)

Фото: с сайта и Фейсбука бренда Our Exquisite Corpse