DUS Architects — неархитектурно-архитектурное бюро

DUS Architects — голландская компания, которая продолжает скромно именовать себя архитекторами, но уже давно занимается мульти-дисциплинарными проектами, и не ограничивает себя рамками какой-то одной сферы. Помимо «классических» работ по урбанистике, интерьерам, общественным сооружениям и архитектуре, в их послужной список также входят проекты в сфере образования, питания, промдизайна и искусства. Большинство работ DUS Architects находятся на стыке нескольких дисциплин, где исследование и дизайн процессов занимает очень важное место.

Например, в 2008 году команда DUS Architects организовала временную инсталляцию в Амстердаме под названием «Глаза города», исследуя границы между публичным и личным. Являясь такими «глазами», окна позволили проникнуть внутрь типичных амстердамских домов, открыть скрытые за занавесками истории и сделать целый город открытым домом.

Этот же проект стал вдохновителем дизайна лимитированной серии симпатичных кружек для litalla. Обычно амстердамцы оставляли окна своих домов незашторенными, но эта традиция стала постепенно исчезать. В память о ней появились две кружки. На красной изображена карта интересных открытых окон в городе, в то же время, это новая интерпретация древнего символа Амстердама, состоящего из трех крестов. На синей кружке нанесены изображения полюбившихся амстердамских окон.

Сейчас же в работе у DUS Architects интереснейший проект под названием «The Kamermaker», что дословно переводится как «Комнато-строитель». Это огромный 3-D принтер, который способен напечатать помещение в масштабе «один к одному», причем используя… биопластик из кукурузы. Осенью этого года архитекторы планируют напечатать первый в мире дом 3-D. Интересно, что этот проект, тоже собственная инициатива DUS Architects и их партнеров, является открытым для всех, доступ к данным можно получить онлайн или даже лично присутствовать на промежуточных этапах установки дома. Подробно ознакомиться с проектом можно на его сайте.

Д.Журналу удалось встретиться и побеседовать с одним из основателей DUS Architects, Хансом Вермюленом, об их процессе работы, новых проектах и тенденциях в архитектуре и мире.

1. В вашем портфолио очень много разнообразных проектов, помимо непосредственно архитектуры, вы также занимаетесь ивентами и общественными мероприятиями, дизайном и искусством. Откуда такая многогранность?

Сфера архитектуры довольно обширна, общественные мероприятия — это тоже архитектура, с той лишь разницей, что она временна. Обычно под архитектурой подразумевают какие-то постоянные сооружения, но для нас, если здание может простоять хотя бы секунду, это уже архитектура.

Мы не проводим границ между искусством, продукт-дизайном, исследованиями и архитектурой, потому что вопросы, которые возникают в городах, в целом мире, зачастую, намного сложнее, чем архитектура сама по себе. Поэтому мы работаем с людьми из разных сфер: дизайнерами, художниками, программистами, исследователями. Мы хотим выйти за рамки архитектуры, поэтому все наши проекты находятся на стыке дисциплин.

2. Как вы обычно начинаете работу над проектом? Являются ли все упомянутые выше специалисты сотрудниками дюс или вы привлекаете их как фрилансеров?

Во-первых, у нас под одной крышей здесь собрано несколько компаний, которые являются членами одного коллектива. А во-вторых, все зависит от проекта: иногда мы приглашаем фрилансеров, иногда сотрудничаем с другими компаниями, которые находятся здесь же, иные проекты — это наша собственная инициатива, в которую включены все фирмы коллектива.
Нет какого-то стандартного способа работы с брифом, все зависит от клиента, проекта, масштаба вопроса. Но часто мы начинаем с того, что переделываем бриф, присланный клиентом. Мы снова и снова задаем вопросы, пытаясь понять, что стоит за заданиями. Может быть, клиенту вообще не нужно здание, может быть, ему нужно что-то совсем другое.

3. И часто так случается, что к вам приходят за проектом здания, а в итоге получается совсем другой проект?

Нет, не очень. Но мы ведь работаем не только с архитектурой, мы планируем павильоны, общественные пространства, ивенты. Но тот бриф, который мы создаем для себя в процессе общения с клиентом, партнерами, подрядчиками, уже и есть дизайн, еще до того, как мы приступили к проектированию.

4. Есть ли у вас любимые этапы работы над проектом? Или любимые проекты, которые принесли самый интересный опыт?

Сложно выделить что-то одно, это скорее сочетание всех этапов: общение с клиентами, работа в команде, сам процесс подбора команды, знакомство и расставание с людьми, тестирование в масштабе один к одному, обсуждения с производителями.

Вообще, работу можно разделить на три основных направления. Первое, это архитектура, как в малых, так и в больших формах, от стрит-бара до перепланировки района с двумя тысячами зданий. Говоря об архитектуре большого города, в процесс вовлечено много заинтересованных сторон, и наша задача состоит в том, чтобы объединить их всех за одним столом переговоров, и дизайн служит здесь основным катализатором для принятия решений. Таким образом, второе направление нашей работы — это создание процессов.

И третье направление — это перепланировка и трансформация уже существующих объектов. В Западной Европе много уже всего построено, и если раньше, например, в 90-х, вопрос стоял «какое нам нужно здание для этой программы», то сейчас мы уже ищем программу под здание. Эта работа больше похожа на кураторскую, которая заключается в привлечении нужных людей. У архитекторов есть невероятная способность превращать слова в дизайн. У нас как архитекторов в руках находятся очень сильные инструменты, с помощью которых мы можем придать новую жизнь старым зданиям, запустить процессы.

5. Вы сейчас работаете над большим проектом перепланировки большого жилого района в Амстердаме, могли бы вы немного подробнее рассказать о нем?

Это район, состоящий из 1620 старых жилищ и 220 новых. Проблема состояла в том, что это очень молодой район, ему около 30 лет. Он был построен в 80-х, в период, когда в Голландии было построено более, чем 1,5 миллионов домов, и у всех них одни и те же проблемы: экономическо-социальные, энергетические, плюс это не самый визуально удачный период в архитектуре.

Главным вопросом для нас стало то, как вместо того, чтобы снести все и отстроить заново, мы можем добавить второй слой, чтобы район мог развиваться и создать какую-то свою историю. Мы хотели избавиться от монотонности не только во внешнем виде и атмосфере, но и в качестве домов. Люди, которые заселились туда в восьмидесятых, уже стали старше, у них изменились потребности. Например, они хотят жить на первом этаже, а не на третьем. И мы старались адаптировать здания к таким потребностям.

Мы также стараемся расширить «правила игры» для жителей этого района: упростить и ускорить процедуру получения разрешения на пристройку или надстройку к дому. Мы говорим «играть город», а не «планировать город», и играем разумно. Потому что когда вы «играете город», вы можете позволить другим людям, которых вы не знаете, принимать решения. (Изначально проект включил в себя перепланировку 200 домов в этом районе, потом перерос в курирование трансформации всего района. – Прим.ред.)

6. Вы часто привлекаете «простых смертных» в свои проекты?

Конечно, все время! Это происходит на этапе дизайна процессов. Мы организовываем встречи клиентов и жителей, и во время этих встреч они могут учиться друг у друга.

7. Есть ли какие-то особенные качества или знания, которыми необходимо обладать архитектору будущего?

Существует огромное разнообразие в архитектуре, и больше нет одного-на-всех архитектора как такового. В нашем случае, мы здесь для того, чтобы просто делать свою работу. Мы очень легко переходим границы дисциплин, но продолжаем называть себя архитекторами.

Предпринимательство важно сейчас. Не стоит ждать, что клиенты будут сами звонить и заказывать проекты. Иногда нужно становиться своим собственным клиентом и делать свои проекты. Для этого нужно иметь хороший контакт с рынком.

8. Могли бы назвать несколько трендов в современной архитектуре, которые являются важными на ваш взгляд?

Sustainability, о которой все так много говорят, я считаю не трендом, а необходимостью. Нам нужно сделать масштабный ре-дизайн, начиная с того, как мы живем, до того, как мы производим продукты. Весь дизайн и современная архитектура должны сводиться к тому, чтобы решать вопрос разумного использования ресурсов. И может быть, схема, когда вы больше не покупаете вещи, а берете их в аренду у производителя, может быть неплохим решением. Это полностью переворачивает идею собственности и существующей экономики.

Еще одна тенденция — это движение «сделай сам». Оно тоже меняет то, как мы производим продукты. Я бы назвал это одной из «тихих» революций, которые происходят сейчас. Мы, как архитекторы, тоже подключились к этому движению в рамках проекта «3-D дом». Он напрямую связан с такими вопросами, как «Откуда берутся материалы?», «Как можно перерабатывать материалы?», «Почему мы все еще возим их по всему миру грузовиками и суднами, которые загрязняют планету, и вещи или сырье приходят к тебе, пройдя сорок тысяч километров». Мы должны изменить свое понимание транспортировки. То же касается средств добывания энергии. Каждый должен задаться вопросом о том, какой вклад он может сделать. У нас есть реальная сила менять что-то сейчас.

И это еще один тренд, я думаю, следующий шаг для онлайн-сообществ и сетей — переход обратно в реальный мир. Сейчас все сводится к «лайкам», которые ни к чему не обязывают, но уже сейчас чувствуется организующие способности этих сообществ, и они могут влиять на физический мир. Интересно будет посмотреть, как это может изменить структуру власти в обществе.

9. Расскажите, пожалуйста, о проектах, над которыми вы работаете сейчас.

Один из крупнейших проектов сейчас — The Kamermaker («комнато-строитель»), это огромный 3-D принтер, с помощью которого в этом году мы собираемся напечатать дом на канале, это будет первый в мире напечатанный 3-D дом. Потом есть большой промышленный комплекс из двадцати зданий, где мы хотим создать «общественный интерьер». На самом деле, несмотря на название, он находится снаружи, между зданиями 🙂 Это временное пространство для различных интересных мероприятий. Еще мы работаем над театральной пьесой и пока сложно сказать, что из этого получится, но это очень интересное сотрудничество. Конечно, есть еще много других проектов, но эти — самые актуальные на сегодняшний день.

Беседовала Юлия Гунько (Murushki) специально для Д.Журнала

Читайте также о проекте студии:

DUS Architects (Голландия). Маленький домик из студий-холстов