Отель Ллойд (Амстердам). Часть 1: нелегкая судьба и яркое настоящее

На такой неоднозначный проект могли решиться, пожалуй, только в Голландии, с их любовью превращать церкви в пивные бары и ночные клубы, грузовые контейнеры — в жилые дома, а очень маленькие помещения в воплощение творческого подхода и упорядоченности.

Текст: Юлия Гунько, специально для Д.Журнала.

Расположенный в современном, быстро развивающемся восточном районе Амстердама, известном как Восточные доки, Ллойд отель выделяется не только архитектурным стилем, но и масштабом. Это огромное красивое здание с башнями возвышается среди лаконичных современных построек. Отель — не просто очередной пример удачной комбинации традиций и новейшего дизайна, но и памятка истории, сполна ощутившая все трагические перипетии 20-го века.

Ллойд отелем владела Royal Dutch Lloyd, которая в начале двадцатого века лелеяла амбиции стать второй Ост-Индийской компанией. Им принадлежала вся улица, расположенная у самой воды. Здесь были промышленные цеха, склады и пристань, куда приходили корабли, увозящие искателей лучшей жизни из Восточной Европы на кофе-плантации в Бразилию.

Построенный в 1921 году компанией Ллойд, отель служил временным пристанищем и «распределителем» для эмигрантов из Польши, Румынии и Украины. Отелем его можно назвать довольно условно, ведь практически все постояльцы спали в двух огромных спальнях (женской и мужской), а на семью выделялась комнатушка метр на два. Здесь эмигранты оставались от пары дней до нескольких недель в ожидании своего корабля в Южную Америку.

После банкротства компании Ллойд в 30-х годах, отель стал тюрьмой для голландцев, несогласных с оккупационным нацистским режимом. После окончания второй мировой войны — тюрьмой для тех, кто сотрудничал с нацистами, а затем – исправительной колонией для подростков.

В конце 20-го века колонию отсюда убрали, и здание заселили художники. И только в начале двухтысячных муниципалитет города озаботился судьбой исторического здания и объявил тендер на его реконструкцию. Победителем стала компания MVRDV architects во главе с Сюзан Оксенар (творческий директор) и Отто Наном (генеральный директор). Реконструкция заняла семь лет, и первые гости появились здесь в 2004 году.

Архитекторы из MVRDV объединили в Ллойд отеле современные технологии и его историческое наследие. В коридорах и лаунж-зонах на этажах сохранили облицовочную плитку на стенах и напольное покрытие, где это было возможно. На стенах вдоль лестниц в хронологическом порядке развешены старые фотографии, документы и плакаты, рассказывающие историю отеля от его постройки в двадцатом веке до реконструкции в двадцать первом.

Средняя часть отеля была полностью «вынута» и отстроена заново. Архитекторы хотели не только привнести больше света в помещение, но избавить его от тягостных воспоминаний прошлого. Так появились огромные потолочные окна и широкие открытые платформы на трех этажах. Стены здесь выкрашены в белый цвет, лестницы и перегородки сделаны из светлого дерева и стекла. Здесь, в самом сердце здания, находятся «платформы» Культурного посольства, о котором мы расскажем чуть позже.

В коридорах и на этажах архитекторы устроили многочисленные зоны отдыха, где можно заварить чай и посидеть с интересной книжкой, познакомиться и пообщаться с соседями.

А любой стул из коридора можно забрать себе в номер, если вам не хватает дополнительного места для сидения. Пройдясь по этажам можно найти и творения голландских дизайнеров, и аутентичную мебель из Восточной Европы начала века, которую выискивает по блошиным рынкам и частным коллекциям Сюзан Оксенан.

На вопрос о том, насколько активно посетители отели пользуются общими территориями, экскурсовод, проводившая специальный тур для сотрудников Д.Журнала, ответила, что это очень сильно зависит от типа постояльцев. Например, когда в отель приезжает большая группа музыкантов или художников, то атмосфера меняется, а в начале нового бизнес-сезона в сентябре, здесь много деловых людей, которым не до посиделок с соседями. Но сотрудники отеля вовсю стараются предоставить своим гостям как можно больше возможностей найти новых друзей и насладиться общением.

Одной из ключевых идей проекта, по задумке архитекторов, являлось не только создание интересного отеля, но и пространства, открытого для всех: жителей района, туристов, художников и бизнесменов. Так появилось Культурное посольство. Здесь вы действительно проникнетесь Амстердамом, познакомившись с местными, попробовав местную кухню, и узнаете о текущих мероприятиях и выставках, проходящих в городе.

Тут же можно получить персональные рекомендации о том, что посмотреть в городе, заказать театральные билеты и арендовать помещение для конференций и встреч. Также посольство бесплатно проводит выставки, концерты, презентации и лекции для всех желающих. Вход к «платформам», как называют несколько просторных пространств на трех этаж в Ллойде, лежит через ресторан и не пересекается с лестницами в жилые зоны.

Внизу на первом этаже находятся ресторан, бар и магазин Ллойд отеля. Помещение залито светом из огромных окон, везде стоят красивые букеты из живых цветов, здесь неспешно обедают постояльцы отеля и местные жители.

Вход в ресторан проходит через настоящую арт-инсталляцию, сделанную японской художницей. Инсталляция представляет собой комнату, точно соответствующую размерам комнаты, которую выделяли семьям в старом отеле Ллойд. Для ее создания художница использовала оригинальные плитки и оконные рамы отеля, а все деревянные элементы и постель — новые.

Ресторан закупает продукты у местных фермеров и очень следит за их качеством. Меню здесь состоит, в основном, из блюд французской и итальянских кухонь. Пироги, джемы и майонез в ресторане делают сами по традиционным рецептам.

За дизайн бара и магазина отвечал Ричард Хуттен (Richard Hutten). Необычная лампа над баром, интенсивность освещения и конфигурацию которой можно нужным образом настроить, делает его основным акцентом в помещении.

В магазине можно купить разнообразные дизайнерские вещи, а также аксессуары и предметы мебели из Ллойд отеля. Изначально создатели не ставили перед собой цели ставить на поток производство собственной линейки брендовых продуктов, но после многочисленных запросов посетителей стали предлагать на продажу постельное белье, столы и стулья, сделанные специально для отеля.

Несмотря на нелегкую судьбу этого здания, архитекторам удалось вдохнуть в него новую жизнь и даже превратить его в нечто большее, чем просто отель. Здесь царит очень светлая атмосфера; наверное, именно такая легкость наступает, когда после многих лет страданий находятся силы принять и отпустить их, и начать жизнь с нового вдоха.

Продолжение

Сайт отеля

Фото: Юлия Гунько и пресс-служба отеля Ллойд.