Токуджин Йошиока (Tokujin Yoshioka), известный японский дизайнер, создавший множество проектов для Driade, Issey Miyake и Yamagiwa, утверждает, что дизайн – это всего лишь взаимодействие между человеком и материалом.
Согласно такой концепции, работа над внешними формами может быть сведена до минимума. Форма становится той оболочкой, которую надо истончить до предела на пути от человека к плоти самого объекта – веществу с его технологическими характеристиками. Суть процесса затмевает функциональность или эстетическую ценность предмета. Восприятие объекта смещается от распознавания «что» и «какое» в сторону «как», «каким образом».
Многие проекты Токуджина Йошиоки – это эксперименты с высокотехнологическими материалами, которые он окутывает шлейфом концепций-метафор с образами, например, хлеба или ночного неба. Конечно, это оригинально и не может не вызывать публичного резонанса.
Так кресло Pane Chair (pane в переводе с итальянского «хлеб»), которое было представлено на весеннем миланском салоне 2006 года, с трудом можно назвать предметом мебели. Скорее, этот продукт является креслом, потому что так решил сам Токуджин Йошиоко. При изготовлении Pane Chair он поставил перед собой задачу создать структуру из высокотехнологических волокон – полиэфирного эластомера, используемого в медицине. Оставалось только придумать, как заставить форму держаться. После многочисленных экспериментов, дизайнер принял решение… запечь кресло, словно хлеб. Сначала из переплетенного волокна создают полуцилиндрические формы, соединяют их друг с другом, помещают в большой картонный тубус, и, наконец, отправляют в печь. При температуре 104 градусов волокно обретает форму – и получается готовый продукт. Или всё-таки кресло?