Уоллес Каннингем (Wallace Cunningham). Встроенный в ландшафт

Дом архитектора Уоллеса Каннингема (Wallace Cunningham) из белого бетона, нержавеющей стали и стекла буквально погружается в горный склон, вытянувшись вдоль потрясающего прибрежного каньона.

Заказчики проекта – Дон и Жаннин Кукси (Don and Jeanine Cooksey) – считали свой холмистый прибрежный участок земли в калифорнийской Ла Хойе (La Jolla, California) практически непригодным для застройки.

Перед Каниннгемом была поставлена непростая задача: выразительно и внушительно вплести дом в окружающий его ландшафт, возвести своеобразный амфитеатр для «главного события», второй Месса Верде, воплощённый в современных материалах и формах.

Когда Дон Кукси в первый раз пригласил архитектора посетить его участок, то сразу же ознакомил с собственным видением будущего дома, показав макет высокого, напоминающего коробку дома. Дон хотел взгромоздить его прямо по центру участка. Безусловно, он соответствовал грандиозным масштабам местности, но настолько же «выпадал» из окружения, совершенно с ним не гармонируя.

Каннингем, работающий в традициях органической архитектуры Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright), отправился в свою студию и через несколько недель вернулся с моделью, представившей полную противоположность задумке заказчика. Вместо отдельно стоящего высокого строения архитектор предложил низкую, распластанную по всему периметру конструкцию с большим открытым внутренним двориком посередине. «Я дал ему коробку, а он вернулся с пустотой», – смеясь, отметил заказчик.

Выразительное, словно продолжающее рельеф строение, по мнению архитектора, лучше всего отразило бы характер местности: глубокий каньон, золотистый песчаник, отвесный берег, вид на бесконечный простор Тихого океана… Всё это можно увидеть не только из окон, но и со смотровой площадки, расположенной на части крыши.

Геометрия дома была задумана таким образом, чтобы оставить достаточно открытого пространства в центре дома для спокойного отдыха хозяев на свежем воздухе, надёжно защищенного от чужих глаз. Вместо того чтобы располагать один этаж над другим, Каннингем «расстелил» жилое пространство по периметру, не пропуская ни одного метра земли, пригодного для строительства. Зодчий, насколько было возможно, «выдвинул» переднюю часть дома с видом на отвесный берег и море далеко на север, что позволило сделать внутренний дворик максимально открытым для солнечных лучей.

Ещё одним нетрадиционным решением Уоллеса Каннингема стало строительство дома «вглубь», на получение разрешения чего у него ушло несколько лет. Согласно местным строительным нормам и правилам, высота домов ограничивается 30 футами. Архитектор же решил использовать те же 9 с небольшим метров, но не вверх, а вниз, разместив комнаты в созданных им земляных пустотах, укреплённых высокими стенами.

Вместо обычной входной двери посетители попадают на орбиту из окружностей, которая ведёт внутрь дома. Дугообразный бассейн, проходящий по краю участка, подводит к приподнятой над ним комнате, опоры которой производят впечатление монолитного мрамора. На самом же деле это белый полированный бетон-монолит. Снаружи простирается широкая лужайка, также играющая роль внутреннего дворика огибающего её со всех сторон дома.

Стена из структурного стекла очерчивает границы между внутренним двориком и лестничной клеткой, которая связывает гостиную комнату с гаражом и театром, расположенными на нижнем уровне.

Изгибы, проходящие через всё строение и ведущие за собой посетителей, наполняют дом энергией бесконечного движения, зачастую способного вызвать ощущение полёта. Ведь оборудованный стеклянными стенами, ширмами и широкими окнами дом настолько прозрачен, что переход на открытый воздух становится почти незаметным.

Бассейн размещается между навесом для автомобиля и главным входом, обозначенным тремя бетонными колоннами и ведущим в круглую гостиную. Дизайнер интерьера Памела Смит (Pamela Smith) расположила мебель посередине комнаты, оставив застеклённую – обзорную – стену совершенно свободной.

Хозяйская часть дома выходит на внутренний дворик неподалёку от центра здания. Застеклённые блоки, встроенные в пол террасы этого дворика, служат для освещения подземной стоянки.

Ступенчатый потолок хозяйской спальни, кажется, повторяет форму волн, голубеющих за окнами. Светильники размещены таким образом, чтобы воссоздать эффект мягкого рассеянного сияния на бетонном монолите.

Воздушный и выразительный, этот проект полностью отвечает фразе Уоллеса Каннингема, ставшей ключевой для его творчества: «Дом должен излучать эмоции».

План первого этажа: 1 – вход; 2 – гостиная; 3 – кухня; 4 – ванная; 5 – внутренний дворик; 6 – бассейн.

По материалам www.architecturaldigest.com