Частный дом, возведённый в окрестностях Санта Фе (Нью-Мехико, США) модернистом Антуаном Предокком, несёт в себе дух первобытной фундаментальности и цельности – и в то же время отличается изящной обработкой деталей, характеризуя архитектора как изобретателя и новатора.
Распластанный в плотных рядах сосен, слившийся с землёй, благодаря характерному оттенку строительного материала, Дом Теней (как окрестил его Предокк) отражает горизонтальное направление ландшафта и черты местной архитектуры. Тем не менее, вместо старомодной резной двери с подвешенным над ней сушёным перцем, дом встречает гостей внушительной, литой из бетона башней в форме короба.
Внутри её архитектором было решено установить сверху огромную стеклянную призму, подсвеченную с кромки верхним светом (или искусственным – ночью) и поэтому постоянно меняющую оттенок.
В конце коридора длиной в 25 метров открывается захватывающий вид на вершину Chicoma – самую высокую точку гористой местности Jemez. Слева от коридора расположился наклонный внутренний дворик, выложенный старым булыжником из Китая. Ведь основной метафорой этого проекта для Предокка стала поездка с запада на восток. Тут никогда не бывает жарко благодаря воде, просачивающейся через высеченные вручную бруски гранита.
По верху закованного в гранит патио проходит терраса с видом на зелёные холмы, затенённая стальной решёткой. Расположенное в основании дворика жилое пространство также обрамляется проходящей внутри решёткой, обозначающей связь наружного и внутреннего пространства дома.
Внутренний двор окружают два крыла – южное с хозяйственными помещениями, кухней и солярием, и северное, в котором располагаются жилые комнаты. Комнаты южного крыла не разделяются дверями или стенами: роль своеобразных разделителей зон выполняют широкие бетонные ступени. По мнению заказчиков, восходящий наклон обоих крыльев придаёт ощущение динамики и движения вверх тому, что иначе воспринималось бы как поставленные одна на другую коробки.
Медный занавес на автоматическом управлении, проходящий по длине всех трёх комнат, обеспечивает динамическую защиту от солнечных лучей, противостоя цельно-медной обшивке стен противоположного крыла.
Для жены была сделана маленькая комнатка с татами, имеющая выход во двор в виде низко расположенного узкого окна. Это позволяет созерцать происходящее за стенами, находясь в позе лотоса.
Сознательный контраст такому аскетизму представляют блестящие поверхности ванной комнаты в конце крыла, мерцающие отражениями солнечных бликов. Окна комнаты, отделанной стеклом и камнем, с большой ванной из базальта со встроенным шезлонгом, также выходят на грандиозный вид горной цепи Jemez.
Из-за освещения Дом Теней выглядит по-разному в различное время суток. Горы же остаются той величиной, которая придаёт всему пространству – как внешнему, так и внутреннему, – незыблемость и постоянство.
По материалам: Architectural Digest