Игорь Остапенко (Igor Ostapenko). Необычный облик привычных вещей

Цикл статей, посвящённых украинским промышленным дизайнерам, мы начнём с рассказа о человеке, который дизайнером себя упрямо называть не хочет.

Член Союза Дизайнеров Украины, преподаватель Харьковской Государственной Академии Дизайна и Искусств Игорь Владимирович Остапенко этого слова не любит, предпочитая в отношении себя применять более конкретное и технически точное «художник-конструктор». Ведь именно такую квалификацию он получил в 1980 году по окончанию института ХХПИ, где обучался по специальности «Промышленное искусство».


Игорь Остапенко и члены жюри фестиваля дизайна Водопарад

Его работы известны и ценимы во многих странах мира, он является автором многих сотен дизайн-проектов и внедренных в жизнь промышленных образцов. Разрабатывал столярные инструменты и шезлонги, мебель и туристические принадлежности, ручки для газовых плит и выставочные стенды. В советские времена предложил проект сверхскоростного поезда обтекаемой формы, на воздушной подушке, с окнами в форме трапеций и треугольного телевизора, который бы идеально вписался в угол комнаты. Сейчас создает удивительные творения из дерева и охотно реставрирует старинную мебель, занимается проектированием жилых помещений и выставочных стендов, создаёт концепты кранов и умывальников.

Однако не менее важной составляющей творческого развития Игоря Остапенко является преподавательская практика. Курс пропедевтики, который долгое время ведёт в академии, он считает основным, так как по его мнению именно на этом этапе у студентов формируется дизайнерское мышление. Дальнейшие поиски и эксперименты вместе со студентами, в рамках курсового и дипломного проектирования, Игорь Владимирович проводит в своей мастерской «403».

Глядя на работы его учеников, о многих из которых мы ещё расскажем нашим читателям, понимаешь: главное, чему он учит молодых дизайнеров – это искать своё лицо, свой голос. Не в работах классиков или перепетых мотивах, а в реальном природном мире, доступный взору каждого ищущего, неиссякаемом источнике вдохновения, вечной теме для формотворчества.

Прототипом удлинённого умывальника из металла, стекла и зеркала стал водопад. Идея квадратного стола, сделанного из дерева и металла со ржавчиной, из которого торчат болты, заключена в естественном контрасте тепла и холода живых материалов. А новый концепт «Остапенки» – разборная конструкция, которая трансформируется из одного варианта умывальника в другой, ещё раз напоминает о закономерности и взаимосвязанности процессов, происходящих в природе.

Фотографии предоставлены учениками Игоря Остапенко