Ryntovt Design (Украина). Дом в Харькове

Летом 2017 года студия Ryntovt Design реализовала нестандартный архитектурный проект под названием Waterline House. Дом площадью 167 м2 для творческой семьи с двумя детьми находится в старом центре Харькова, из него открывается прекрасный вид на Успенский собор.

Работать архитекторам предстояло с двумя квартирами, которые занимали второй этаж двухэтажного дома 30-х годов прошлого века. Требовалась полная реконструкция внутреннего и внешнего объемов, включая входную и парадную группы. Последняя соединяет постройку со зданием-памятником архитектуры. Важно было сделать обновленный дом неотъемлемой частью исторического архитектурного контекста старого города.

Кроме того, концепция Waterline House, расположенного в зеленой местности у реки, предполагала сохранение аутентичности постройки и создание тесного контакта ее обитателей с окружающей природой и с городом за рекой.

Поскольку терраса дома раскрыта на набережную и городской сквер со своей жизнью и активностями, важно было, по словам архитекторов, «раствориться в существующей среде и линии набережной, организовать микроклимат «леса» в закрытом дворовом пространстве с учетом исторического бэкграунда и создать сад из елей и можжевельника со стороны западного фасада».

Форму дома менять не стали. Заменили старые окна на панорамные, а крышу сделали из оцинкованного железа, самого распространенного в этой части города кровельного материала. Фасад плотного серого цвета органично «встраивает» дом в окружающий ландшафт.

В процессе демонтажных работ авторы проекта обнаружили проблему конструктивной целостности здания. Поэтому они возвели новый жесткий каркас внутри старого здания, удерживающий стены, перекрытия и кровлю.

За оградой образовалось личное пространство с камерной атмосферой и обилием зелени, что располагает к умиротворению и отдыху. Вход в дом деликатно обыгран с помощью визуально легкой лестницы, примыкающей к старой балке и раскрытой кирпичной кладке начала ХХ века. Перила из длинной изогнутой ветви дерева акцентируют плавный переход извне вовнутрь.

Внутри все тоже вдохновлено природой: пилоны из массива ясеня с нанесенным на них принтом леса, деревянные полы и мебель. Несущая стена, соединяющая спальню владельцев дома, ванную комнату, гардероб для верхней одежды и центральный холл служит одним из главных акцентов пространства.

В доме четыре жилые комнаты: спальня владельцев с уборной и гардеробной, две детские, одна из которых имеет свой санузел и гардероб, и комната для гостей, которая также выполняет функцию кабинета. Приватные помещения ориентированы на восток и запад. С южной стороны организовали гостиную-столовую, объединенную с кухней и выходом на большую террасу. Северную часть заняли холл, гардероб для верхней одежды, хозяйственный блок и гостевой санузел.

Длинный холл соединяет все зоны и перетекает в лестницу на мансардный этаж, который зонирован графичными пилонами — этот же принт леса повторяется на гардинах в парадной.

Одна из комнат экранирована системой перегородок из массива дерева, стекла и сухой травы с распашным дверным блоком. Подобная система перегородок, но с раздвижным дверным блоком отделяет гостиную-столовую и кухню. Благодаря такому зонированию солнечный свет беспрепятственно проникает во все уголки помещения, включая длинный холл.

Как многие проекты Ryntovt Design, этот дом выполнен в монохромных тонах с обязательным преобладанием натуральных материалов и элементов декора, в данном случае текстурного ореха. Характер Waterline House медитативен, а дух минималистичен и функционален. Белоснежные шторы в гостиной, сочетание сухой травы, стекла и массива ясеня — всем этим он напоминает органичный микс скандинавского и японского стиля, но на украинский лад. Традиционные орнаменты можно увидеть на коврах из хлопка и карпатской шерсти, выполненных в скандинавской технике украинскими мастерами. Вся мебель спроектирована и произведена мастерской Ryntovt Design.

За счет продуманности зонирования, расположения личных и общественных пространств и полупрозрачных перегородок интерьер наполнен светотенями, которые делают его динамичным, индивидуальным и целостным.

Фотографии — Андрей Авдеенко