Сегодня изделия искусственной таксидермии — довольно популярный предмет декора. Такую зверюшку заводят себе по разным причинам, будь то симпатия к настенным охотничьим трофеям либо откровенный стеб над интерьерными изысками прошлых эпох. К тому же, такие искусственные чучела смогут позволить себе даже самые ярые приверженцы «зелёных».
Учитывая современную эко-стратегию развития дизайна, места для настоящих чучел и шкур животных в интерьерном и предметном дизайне остается все меньше. А вот фигурки искусственных животных и птиц можно увидеть повсеместно в интерьерах бутиков, баров, магазинов и, конечно же, в квартирах и домах.
Таким образом, образцы искусственной таксидермии попали в бушующий океан моды и стали своеобразным фетишем для просветленных хипстеров и почитателей прекрасного. Плюс ко всему — в отличии от своих естественных прототипов, рукотворные чучела не привлекают паразитов, поэтому не требуют особого специального ухода, да и вообще неприхотливы и непритязательны в быту.
Таксидермия (с древнегреческого taxis — «приведение в порядок» и derma — «кожа», «шкура») — способ воссоздания натуральных чучел животных и птиц. Она является одним из древнейших искусств. Таксидермия применяется как для изготовления музейных экспонатов, так и для сохранения охотничьих трофеев. Основной принцип: натягивание шкуры животного на некую основу, внутренняя часть которой заполняется наполнителем.
Для изготовления чучела идут убитые или погибшие своей смертью представители фауны с минимальным количеством повреждений на шкурке. Основой при производстве чучел служит металлический или деревянный каркас.
История
Первые приемы обработки звериных шкур осваивали еще первобытные люди. Элементы таксидермии использовали шаманы и колдуны, непременным атрибутом которых были звериные головы, хвосты и лапы. Древние египтяне изготовляли чучела домашних животных, которые отправлялись в загробный мир вместе с хозяином. Головами убитых на охоте животных украшали средневековые замки.
На территории древнерусских земель таксидермия появилась при Петре I, когда Петербург начал свое становление как столицы. В 1698 году император привёз из Голландии много образцов чучел животных, птиц, рыб и засушенных насекомых.
В начале XIX века появляются довольно совершенные по своему исполнению чучела. В этот период популярными стали различные аксессуары и предметы мебели с элементами таксидермированных животных. Причём банальной вешалкой для пальто и шляп из рогов антилопы фантазия мастеров не ограничивалась — в салонах можно было встретить столики с ножками горного козла, пуфик на лапах медведя или табакерку из головы лисы.
В 20-х годах XX века американский таксидермист К. Эккли разработал новый метод изготовления чучел, который получил название скульптурной таксидермии, которая легла в основу современной искусственной таксидермии. За основу брался скульптурный макет животного, сделанный из синтетических смол или гипса. Полученные формы выклеивались тканью, пропитанной клеем, или папье-маше, после чего отдельные части собирались в целостную скульптуру, а затем обшивались подготовленной шкурой. Такие чучела получались довольно легкими и отличались долговечностью.
Виды и подвиды
Помимо обычной таксидермии существовали другие её разновидности — лжетаксидермия и антропоморфическая таксидермия. Лжетаксидермией называлось создание несуществующих, мифологических животных. Она была весьма распространена среди шарлатанов, поймавших русалку или подстреливших грифона. Во многих передвижных балаганах и цирках можно было увидеть единорогов, химер и драконов. Страждущий «хлеба и зрелищ» народ с удовольствием платил за возможность лицезреть того же джекалопа, который на самом деле был сшит из кусков кролика и косули.
Еще одна разновидность таксидермии — антропоморфная — была представлена чучелами животных, наряженных в человеческую одежду. Данный вид был популярен в эдвардианскую и викторианскую эпоху, а введен в моду был немецким таксидермистом Германом Плокетом во время Большой выставки в 1851 году.
Разнообразие материалов, техник изготовления и дизайна таких рогов и голов может быть множество. Чаще всего за основу берется акриловая смола, из которой изготавливают макет животного.
Материал
Акриловую смолу (пластикрит) еще называют «акриловый гипс», причем ее механические характеристики во много раз превышают характеристики обычного гипса. По виду она похожа на тяжелый камень, но на самом деле намного легче даже самого обычного гипса и является огнестойким материалом. Этот материал заливается в формы, а также наносится кистью при консистенции вязкой массы. Пластикрит широко применяют при изготовлении декоративных изделий, таких как лепнина на потолке, внешние фасады, театральные статуи, а также различные модели для экспозиций и выставок.
Вариантов декорирования может быть множество, от техники папье-маше до вязания и разрисовывания краской. Искусственная таксидермия — это простой способ добавить в интерьер дополнительный визуальный элемент.
Куда повесить рога?
Искусственные трофеи могут стать альтернативным декорирующим элементом для стен и заменить наскучившие картины. Для того, чтобы обустроить место под нового «искусственного друга», важно использовать большое открытое пространство стены, что поможет сделать акцент более выразительным. Лучше выбирать места выше человеческого роста: это позволит увеличить пространство комнаты. Трофеи часто размещают попарно, выбирая в качестве локаций кровать, диван или камин. Иногда их облачают в рамку, что позволяет создать своеобразную 3D-картину.
В детскую комнату можно подобрать что-то максимально красочное и забавное или даже отыскать излюбленное животное ребенка.
Голову оленя часто используют на рождество в католических странах. Его рога украшают большим красным бантом, гирляндами и конфетами.
Среди дизайнеров и декораторов, которые так или иначе связанны с изделиями искусственной таксидермии, можно назвать Шона Смита, Рейчл Денни, Андреаса Шайгера, Александра Тейлора, Дженнифер Хошбин, а также одного из крупнейших производителей — дизайн-студию White Faux Taxidermy.
Мастера по изготовлению искусственных чучел
Шон Смит (Shawn Smit) занимается изготовлением декоративных трофеев из фанеры. Его работы представляют собой симбиоз цифрового мира с реальностью. Дизайнер работает на стыке науки, технологий и современных визуальных практик.
«Когда мы видим природу на экране TV или компьютера, мы понимаем, что это живой мир, но на самом деле мы видим лишь образы, построенные из пикселей», — размышляет дизайнер. Пиксель — это логический элемент цифрового изображения, который характеризуется определённым цветом, яркостью, а иногда и прозрачностью. Для своих композиций, которые выстраиваются пиксель за пикселем, он использует листы фанеры или МДФ. Многослойный материал разрезается на полоски, а затем покрывается определенным цветом, полученным путем смешивания топографической и акриловой красок. Цветовая палитра создается дизайнером вручную, что дает возможность получить как можно больше разных оттенков и тем самым придать скульптуре больше объема.
Вязанные головы
Миролюбивый дизайнер Рейчл Денни (Rachel Denny) хорошо известна благодаря своим «Domestic Trophies» (от английского «домашние трофеи»), которые уже более 10 лет путешествуют по разным галереям мира.
Дизайнер предлагает заменить трофеи забавными вязаными «свитероподобными» аналогами. Скульптурные изделия она чаще всего создает при помощи спиц и шерстяной или кашемировой нити, хотя использует также и другие техники.
Голова или рога могут стать многофункциональным предметом исполнять не только декоративную функцию, но и утилитарную. Дизайнеры предлагают использовать их в виде ваз для цветов, светильников, держателей для бижутерии, ювелирных украшений и даже таких громоздких предметов, как велосипеды.
Головы из секонд-хэнда
Холдеры от австрийского дизайнера Андреаса Шайгера (Аndreas Scheiger) под названием «Upcycle fetish» синтезируют идеи традиционных охотничьих трофеев и утилизированных вещей. Для изготовления держателей дизайнер использует велосипедных седла и тормозные ручки, которые прикрепляются к овальному деревянному кругу.
Холдеры можно использовать как для хранения мелких предметов, так и в качестве выносливых настенных держателей для велосипедов. Подобным артовым объектом Пабло Пикассо встряхнул арт-сцену в 1944 году. Работа «Голова быка» была изготовлена из велосипедных седла и руля, которые он покрасил в белый цвет и повесил на стену.
Александр Тейлор (Alexander Taylor) разработал вешалку-держатель на стену в форме оленьих рог, сделанную из восьмимиллиметровой стальной проволоки.
Для создания высокохудожественных экспонатов «Головы оленей» Дженнифер Хошбин (Jennifer Khoshbin) использовала в качестве декорирующего материала акриловые краски. Головы ее «подопечных» покрыты мелкими рыбами, бабочками, птицами, цветами.
Итальянская студия дизайна Karman, которая специализируется на разработке осветительных приборов, свое очередное произведение стилизовала под голову оленя.
«Занятие по выходным»
Одним из крупнейших производителей искусственных декоративных трофеев является White Faux Taxidermy. Любовь к дизайну, живому миру и минималистическому белому цвету послужили началом для развития молодой, но уже именитой студии дизайна. Как и все большие предприятия, изготовление искусственных голов животных было для американских ребят Маркос и Пейсли обычным развлечением, «занятием по выходным». Со временем они задумались об основании полноценного бизнеса, что свершилось довольно быстро.
Первым прославившимся изделием стал белый северный олень. Сейчас их «зверинец» стал куда более богатым: лоси, волки, слоны, львы, тигры, медведи, зубры и даже динозавры. Их изделия украсили стены тысячи домов и гостиниц от переполненных улиц Манхэттена до оживленных ночных заведений Токио. Чтобы справится с ростом заказов, коллектив студии увеличился, но до сих пор каждое изделие изготавливается исключительно вручную.
В качестве материалов «белые таксидермисты» используют акриловую смолу, пластмассу, металл, пенопласт, картон и даже блеск, который помогает создать мерцающий эффект.
Купить или сделать?
При раскопках по теме «Таксидермия» нашлось несколько онлайн-магазинов, где можно детально рассмотреть и даже обзавестись таким «красочным другом»: Etsy, Anthropologie, Zgallerie, Hellostore, а также на сайте White Faux Taxidermy.
А вот здесь можно найти 10 инструкций по изготовлению искусственных трофеев в домашних условиях (на английском языке, зато в картинках).
Текст: Анастасия Ткаченко, специально для Д.Журнала©.
Источники информации: Teddibear, Progressionbydesign, Etsy 5thvillage, MySuitischic, Etsy, Wikipedia, Большая энцикопедия нефти и газа, Steampunker, Cluttermagazine, Designboom.
Источники фото: HGTV, Etsy, DesignNutShell, HanselyGreta, SugarAndCloth, YellowTrace, DecorPad, Tw.myblog, ProgressionByDesign, StyleByEmilyHenderson.