Мемфис (Memphis). Творить, играючи

Хотели бы поприветствовать всех читателей Д.Журнала в новом 2013 году, и начать его с небольшого рассказа о революционерах и новаторах в дизайне конца прошлого тысячелетия, знаменитой творческой группе «Мемфис».

Бум дизайна 80-х годов привел к заметному росту его роли в современной предпринимательской политике. В это время темпы культурного и технического развития общества значительно ускорились, а дизайн — дитя промышленной революции — стал во главе всех культурных изменений. И если раньше он был одним из последних средств в руках производителей, то уже в 80-х годах стал естественной составляющей фирменного стиля и равноправной частью культуры.

Дизайн 80-х годов — это, прежде всего, стиль «Мемфис». Стиль «Мемфис» (а изначально группа «Мемфис») обращался к разработкам поп-арта, китчу 50-х годов, Art Deco, критиковал абсурдность дизайна «хорошего вкуса», на место чего он ставил свободу творческого потенциала. Постмодернистское время, в котором модой стал сам темп смены мод, ее динамичность, переменчивость, сформировало задачи, которыми занялись дизайнеры «Мемфиса».

В 1981 году группу основал гуру своего времени — Эторе Соттсасс. Группа была интернациональной и объединяла творчество итальянцев Микеле Де Лукки, Алессандро Медини, Андрэ Бранзи, японцев Широ Кураматы и Массанори Умеды, а также австрийца Ханса Холляйна, американца Питера Шир и испанца Хавьера Марискаля. Территориально она находилась в Милане.

Новый стиль сразу же начал претендовать на звание «нового международного стиля». Ориентируясь на повседневную жизнь и стремясь полностью реструктурировать понятие «классического» жилища, группа «Мемфис» переносила цветной ламинат из баров, кафе-мороженных и других публичных мест в жилые дома, постулируя этим полнейшую анархию в дизайне. В декоре активно использовались комиксы, коллажи, кадры из культовых фильмов, элементы панк-культуры.

Весь интерьер был выстроен по принципу хаоса. Подобные трюки служили метафорой вульгарности, игрой в «хороший вкус», были забавными, но в то же время притягивали и завораживали зрителя. Кричащие цвета, контрастность, парадоксальные, асимметричные формы, визуальный шум — новые выразительные средства, положенные в основу «Мемфиса».

Ключевым словом стала игра. Игра с красками, формами, фактурами и материалами — все гротескное, балансирующее между принятием и маргинезом. Зритель тоже был в игре, оказавшись в интерьере, который представлял площадку для игр.

«Играючи» таким образом, Соттсасс и сотоварищи искали новые выразительные средства, практичные, недорогие и качественные материалы, технологичные решения. Это был сознательный отказ от производственного конвейера и погони за высокими продажами и ростом прибыли. И дизайнерский посыл «Мемфис» был услышан: уже первыми клиентами Sottsass Associates стали такие компании, как Brionvega, Мandelli, Wella, что значило появление оригинальных моделей предметов повседневного спроса.

Большинство объектов группы напоминало детские игрушки огромных размеров, которые в хаотичном порядке заполняли пространство помещений, выступая знаками раскрепощенности, вседозволенности, мобильности эпохи постмодернизма. Острота жеста, смелая, а иногда даже дерзкая игра материалами, фактурами, формами, полное смешение стилей — все это «Мемфис» смело вобрал в себя и выпустил в массы. Стиль «Мемфис» сравнивают со своеобразным сленгом, который часто может быть вульгарным, неприличным, но всегда выразительный и запоминающий.

В середине 80-х этот стиль стал заметным явлением в мировом дизайне. Невероятная популярность группы выступила отправным пунктом для развития «нового дизайна», свободного от жесткой диктатуры индустрии и вынужденного рационализма. «Мемфис» задал стилистику постмодернистского дизайна, смешав темы, цитируя стили прошлого, порождая гибридные объекты.

Осознавая временность своего метода и изменчивость приходящей/уходящей моды, Соттсасс распустил участников группы, когда их популярность начала падать. Впрочем, краткосрочное существование феномена «Мемфис», не повлияло на его значение для создания интернационального стиля дизайна постмодернизма.

«Мемфис» проложил путь антифункциональным направлениям в европейском дизайне, которые позже распространились в Германии, Испании, Франции, Великобритании и сформировали «новый дизайн». Имея свои особенности в разных странах, общим была яркая репрезентация в предметном формообразовании веяний моды, голосов большого города, субкультурных особенностей, из чего создавался невероятный миш-маш, который разборчиво и внятно говорил о своевременности своего существования.

Текст: Анастасия Ткаченко, специально для Д.Журнала

Использованные материалы:

Михайлов С. История дизайна. Дизайн индустриального и постиндустриального общества. Том 2. – М., 2003.

Love it or loathe it, Memphis style with its color and kitsch is back

Сайт Memphis

designboom


Боксерский ринг, или подиум для сидения и лежания, Масарони Умеда, 1981 (Design Museum, Лондон). На заднем плане — фото группы состава 1981 года в Tawarayua


Du Pasquier lamps, Эторе Соттсасс, Питер Шир


Superlamp, Мартине Бедине, 1981


Carlton cabinet, Этторе Соттсасс, 1981 (Design Museum, Лондон)


Книжный шкаф, Этторе Соттсасс, 1981


D`Antibes cabinet, Джордж Соуден, 1981 (Design Museum, Лондон)


Beverly desk, 1981, Этторе Соттсасс (Design Museum, Лондон)


Sideboard, Этторе Соттсасс, 1982


D`Antibes cabinet, Джордж Соуден, 1981 (Design Museum, Лондон)


Инсталляция Hommage в честь 30-летия Memphis, созданная в Музее Дизайна Vitra в куполе Бакминстера Фуллера, Вайль-на Рейне, Германия, 2011

Читайте также:

Ресторан Французской синематеки длиною в стол