Маша Ру — о фотографии, математике, источниках вдохновения, проектах и планах

18 марта в галерее М17 прошли воркшопы «Математика и фотография» с Машей Рудной (Masha Ru), организаторами которых стала компания Сreapro {the future is now}. Обозревателю Д.Журнала удалось посетить это мероприятие и взять интервью у Марии.

В рамках двух лекций Маша поделилась со слушателями своими проектами и опытом работы как с самой дорогой в мире фотокамерой, которой является супер-мощный электронный микроскоп, так и с молодыми дизайнерами, работающими на стыке высоких технологий и мира моды. Имея докторскую степень (PhD) в области математики, а также получив образование фешн-фотографа в Нидерландах, Мария удивительным образом комбинирует эти два, казалось бы, несовместимых мира.

Математик и фотограф Мария Рудная (MashaRu) — выпускница МГУ, Амстердамской Фотоакадемии и Эйндховенского Технологического Университета — сегодня живет и работает в Нидерландах. В 2011 году закончила фото-академию в Амстердаме как фэшн-фотограф и окончательно распрощалась с иллюзией существования материальной реальности.

Основной отличительной чертой работ Маши Ру можно назвать концептуальность и сильную связь со своим внутренним миром. Даже диссертацию, ставшую результатом четырех лет работы в лаборатории над проблемами автоматизации настройки фокуса в электронном микроскопе, Марии удалось превратить в своеобразный арт-объект и вложить в нее дополнительный, более личный смысл.

Можно ли посчитать красоту изображения? Это вопрос на стыке разных наук. Но если подойти к нему с математической точки зрения, как это сделала Маша, то можно рассматривать фотографию как математический объект, матрицу по сути, с которой можно совершать разные математические действия. Согласно исследованиям, людям нравится сложность изображения, в котором много деталей. А чем четче картинка, тем больше их в ней.

Проблемы фокусировки и четкости изображения, с которой Маша работала как ученый, стали также своеобразным толчком для ее художественных поисков и исследований. например, используя математические методы для работы с картинками, Мария создала несколько градиентных анимаций, которые потом использовала для виджеинга в клубе.

Еще одним интересным наблюдением взаимосвязи математики и фотографии стала гипотеза о том, что наше состояние (или карма, по версии Маши Ру) меняется в каждый момент времени. Мы ведь постоянно о чем-то думаем, что-то делаем, и это влияет на нас и на нашу судьбу. И если взять 1/60 секунды за интервал и проложить две оси, где вертикальная ось — это наше состояние, или карма, а горизонтальная — время, то мы получим своеобразный график нашей жизни, функцию, которая отображает взлеты и падения, плохое и хорошее, все то, что повлияло на нас и привело к той точке, где мы находимся в данный конкретный момент.

А фотография, как уникальный объект нашего мира, который принадлежит моменту, является прекрасным способом проиллюстрировать данную функцию. Эти наблюдения вылились в театрализованное представление в рамках проекта латвийского режиссера, сотрудничавшего с Марией и другими фотографами. Короткое видео можно посмотреть здесь.

Второй воркшоп Маши Ру касался менее философских проектов, но не менее концептуальных и глубоких. Мария представила разработки дизайнеров, с которыми она работала как фотограф. Social Skin, COSE, Interactive Fashion — все это проекты одежды или аксессуаров, которые, реагируя на эмоции или язык жестов человека, меняют свой внешний вид. Несмотря на восхищение прогрессивностью этих объектов, невольно возникают вопросы относительно того, захотят ли люди так открыто выражать свои эмоции? Как должен измениться человек, чтобы открыто не только говорить или проявлять то, что лежит у него на душе, но и принимать эту открытость других людей?

Это скорее риторические вопросы, из которых возникает множество других глобальных вопросов о судьбе человечества и его развитии, о пути, который каждый для себя выбирает, о свойствах характера и эмоциональной зрелости каждого человека. У Маши Ру мы решили поинтересоваться немного другими вещами: источниками ее вдохновения, планами и проектами, а также мнением о Киеве.

— Маша, большое спасибо за интересные воркшопы, горящие глаза и вдохновляющие проекты! Скажи, пожалуйста, чем ты сама вдохновляешься? Сегодня во время семинаров ты назвала личные истории источником вдохновения, а что еще? Математика?

— Нет, математика меня не вдохновляет. Вернее не так, это уже настолько часть меня, что я не воспринимаю ее как источник вдохновения. Очень сильно вдохновляют личные истории. У меня сейчас в голове много проектов, все связанны с личными историями. Меня за это критикуют иногда сильно, и, хотя я спокойно более-менее реагирую на критику, но было пару таких случаев, когда мои близкие друзья от меня отворачивались, потому что я какие-то очень личные вещи стала выносить наверх. И это на меня плохо действовало, я чуть-чуть остановилась на какое-то время. Но все-равно, личные истории это такое направление, в котором хочется работать.

Еще меня вдохновляют люди: художники, которых я встречаю, дизайнеры, математики тоже вдохновляют. Я считаю, что самое важное, когда человек верит в то, что он делает и когда он живет тем, что он делает. И когда я общаюсь с такими людьми, не важно, в какой области они работают, я думаю «Да, это здорово!», и мне тоже хочется двигаться дальше.

— То есть тебя больше вдохновляют не всем известные культовые личности, а твои реальные знакомые?

— Да, обычно это просто люди, с которыми я общаюсь. Но не обязательно, великие люди тоже. Мне вот очень Сальвадор Дали нравится. И даже не столько его работы, а его дневники («Дневник одного гения» — прим. ред.), то, как он на все смотрел. Если говорить про фотографию, то это Терри Ричардсон, Даша Ястребова. Вообще, мне нравятся личности, которые не боятся делать то, что они делают, не боятся критики. Я просто иногда даю слабину, и мне хочется тоже быть сильнее, и поэтому сильные люди меня вдохновляют.

— Какие проекты у тебя сейчас в работе? Какие планируешь запустить?

— Проектом была поездка в Киев, которая заняла много сил. Еще в последнее время я активно занялась темой вторичной переработки (recycling). Направление, с которым я сейчас работаю, связано с выбросом еды. Недавно мы решили провести съемку на эту тему. Красиво одетые модели лазили по помойкам, собирали еду, мы все это фотографировали. А потом из собранной еды сделали smoothie-bar бесплатный (фото можно посмотреть в фейсбуке Маши — прим. ред.)

Я думала, что девочки-модели не захотят это делать, а они увлеклись, представляешь! Копались в коробках рядом со сквоттерами, которые приходят в такие места. И вот сейчас я думаю сделать похожий проект, но с одеждой. Тоже сфотографировать моделей, которые примеряют на себя выброшенную одежду, привлечь внимание общественности к этой проблеме.

Я сама также хожу на рынки, наблюдаю за этим выбрасыванием, за людьми, которые собирают еду, все это фотографирую. Сама иногда собираю выброшенную еду. И не потому, что у меня нет денег, это скорее какой-то эксперимент над собой и в какой-то степени — борьба с эго. Я поняла, что раздутие эго — это очень большая проблема, которая иногда мешает проектам и работе. Вначале, когда я ходила на эти рынки, я боялась, что меня увидят знакомые, особенно из среды фешн, для них это же просто позор. А сейчас я поняла, что в этом нет ничего постыдного, стыдно выбрасывать еду!

Вообще, это такой большой проект, который еще непонятно, куда пойдет. Я иногда провожу параллели между гниением людей и гниением фруктов. Когда часть испорченных фруктов начинает гнить, она заражает остальные хорошие, и для меня это какая-то ассоциация. Или когда я отрезаю испорченные части, это тоже какой-то spiritual experience сотворения чего-то хорошего.

Еще интересно, что когда я сказала своим коллегам, что ухожу из университета, high-tech технологий, что хочу работать больше в арте, они чуть не упали в обморок, спрашивали: «Как же ты будешь зарабатывать?». Страх отсутствия денег делает людей рабами, они подсажены на эту культуру потребления, причем, живя в стране, где вообще можно ничего не покупать практически.

— Маша, ты сегодня много рассказывала и показывала очень технологичные проекты, некоторые просто футуристические, которые, в то же время, созданы вполне в духе времени, но времени скорее «западного»: ведь Украине такие разработки пока и не снились. В то же время и в Европе, и в Украине популярность набирает тренд экологичности, домашности, возвращение к природным натуральным материалам — дереву, льну, хлопку, домашним хозяйствам, хендмейд вещам. Как ты думаешь, какая взаимосвязь между этими двумя направлениями?

— Сложно сказать. Мне кажется, есть какая-то этническая склонность людей к определенным вещам. У голландцев вообще нет склонности к природе, нет этой романтики, тяги к homemade. А здесь другой бэкграунд, я не знаю, хорошо это или плохо, но просто по-другому и все. Можно делать что угодно: и этнические костюмы, и деревянные изделия, но нужно работать в глубину. У меня нет любимых техник или подходов, когда я смотрю на работу, мне важно видеть ее глубину, что художник этим жил.

— Говоря о проекте «Киев», ты первый раз в этом городе?

— Нет, не первый я была здесь в 2006 году, приехала автостопом с подругой из Москвы. Мы тогда были моложе и много проводили времени вот так. Сейчас моя работа и мои проекты стали моей жизнью, а раньше это были больше поездки и приключения разные. Хотя, я вот сейчас думаю, что это тоже может быть жизнью, но мне не хватало тогда какого-то творческого подхода к этому. Мы много путешествовали просто вот так: «сегодня едем в Киев автостопом!», не было цели. Но когда тебе 19-20 лет, такие вещи прикольно проделывать.

— Как ты чувствуешь атмосферу города, что тебе в нем нравится?
— Мне нравится Киев — красивый город и очень смешанный. Правда, мне очень нравится смесь «совка» и европейскости. Это две вещи, которые я люблю, к которым я привыкла.

Сайт Маши Ру

Автор: Гунько Юлия, специально для Д.Журнала