Недвижимость на воде: новые горизонты


Новым прогрессивным направлением на рынке строительства и архитектуры является возведение объектов недвижимости на воде. В странах Западной Европы, таких как Франция, Италия, Нидерланды, Великобритания, а также Канаде и ОАЭ все большую популярность приобретают плавучие рестораны, гостиницы, элитные жилые виллы, коттеджные городки, спортивные сооружения, яхт-клубы, что свидетельствует о преимуществах этого вида недвижимости перед традиционными наземными объектами.

Статья предоставлена журналом «Architecture & Design»
Автор: Наталья Захарова

Буквально несколько десятков лет назад дебаркадеры воспринимались только как стационарные баржи, пришвартованные у причалов водоемов. Сегодня, в условиях высокого спроса, старые плавучие пристани трансформируются в престижные и неординарные объекты нового формата, а архитектурные идеи плавучих мегаполисов, островов-государств, гигантских культурно-развлекательных и гостиничных центров открывают широкие перспективы развития данного направления.

Недвижимость на воде имеет ряд преимуществ. Во-первых, плавучие сооружения, возведенные на бетонных или металлических понтонах, можно расположить практически в любом месте реки, озера или морского побережья. Они чрезвычайно мобильны, что дает возможность довольно легко менять их месторасположение. Во-вторых, такой вид строений освобожден от налогов на землю и недвижимость, а изменение назначения объекта осуществляется без согласований с органами надзора. Проектирование и процесс согласования проектной документации проходит быстрее, чем в случае с
обычным строением.

При строительстве, оснащении и эксплуатации плавучих объектов применяются самые современные и экономичные технологии, включая автономное отопление, системы энергообеспечения и биоочистки стоков, что существенно минимизирует эксплуатационные затраты и положительно влияет на состояние окружающей среды. Инновационным материалом в сегменте строительства объектов на воде является разработанный в Швеции пластиковый композит. Металлический корпус плавучих понтонов характеризуется чрезвычайной гибкостью и устойчивостью к воздействиям перепадов температур, а бетонные понтонные конструкции – высокой прочностью и непотопляемостью.

Возможности создания нового качества и стиля жизни на воде набирает силу и в Украине. Строительство плавучих сооружений может стать достойным решением проблемы дефицита земельных территорий. В Киеве строения на воде, в частности, отели и рестораны на Днепровской набережной, начали появляться в конце 1990-х годов. Тенденция постепенно распространяется в
регионы.

Однако, существует ряд специфических трудностей, возникающих у владельцев и арендаторов недвижимости на воде: проблемы с проведением коммуникаций, сложности с кредитованием плавучих объектов. Кроме того, достаточно неустойчивое законодательство, регламентирующее права недвижимости на воде, вызывает некоторые административные сложности.

Что касается сегмента плавучих офисных зданий, в Украине он практически не развит. Прежде всего, это связано с техническими трудностями возведения высотных офисных строений на базе старых дебаркадеров и барж. Более того – чрезвычайно сложно соответствовать жестким нормативным требованиям к организации рабочего пространства в плавучем офисе. Несмотря на это, перспективы развития неординарного сегмента рынка недвижимости очень обнадеживают, а мировой прогресс инновационных технологий и строительных материалов является широким потенциалом для воплощения самых смелых архитектурных идей в реальность.

Бизнес-центр на реке


Башня Rotterdam City
Месторасположение: река Маас (Maas), Роттердам, Нидерланды
Архитектор: Monolab Architects, Нидерланды
Высота: 450 м
Общая площадь: 83 400 м2
Количество лифтовых кабинок: 200
Общая вместимость лифтовых кабинок: около 2400 пассажиров
Длина пешеходного бульвара: 380 м
Ширина пешеходного бульвара: 40 м
Паркинг: 1000 машиномест

На сегодняшний день самым высоким сооружением Нидерландов является роттердамская башня «Евромачта» (Euromast) высотой 185 м, построенная в 1958-1960-х годах для цветочной выставки «Флориад-1960». Нидерландское архитектурное бюро Monolab Architects предлагает построить новый 450-метровый небоскреб City Tower, который станет не только самым высоким зданием в стране, но и ее архитектурным достоянием и туристической достопримечательностью.

Согласно плану проекта, башня будет расположена посреди пересекающей Роттердам реки Маас (Maas). На стальном пирсе, соединяющем здание с речной набережной, паркингом и близлежащей станцией метро «Маасхафен», запланировано строительство пешеходного бульвара длиной 380 м. Фасад инновационной башенной конструкции будет покрыт специальным стеклом Photovoll (около 7500 стеклянных панелей треугольной формы), способным вырабатывать достаточное количество электроэнергии. С внешней стороны башни будет расположена отдельно стоящая вертикальная транспортная система, включающая 200 лифтовых кабинок, визуально создающая образ «вечно строящегося» здания.

Комплексный проект имеет четыре составляющих: непосредственно башню; вертикальную транспортную систему; пешеходный бульвар, пересекающий водную поверхность и обеспечивающий прямой доступ к башне, и паркинг вместимостью 1000 машино-мест, расположенный вдоль набережной.

Башня

Расположенная на воде башенная конструкция общей площадью 83 400 м2 будет включать офисы, апартаменты, торгово-развлекательный сектор (три площадки обозрения, спорт-клуб, кафе, рестораны, бары, зоны отдыха). Архитектура City Tower предполагает отсутствие традиционного центрального стержня. Объемную конструкцию башни сформируют треугольные элементы, устойчивость которых обеспечат горизонтально расположенные (через каждые 12 м) кольцевые опоры, служащие также междуэтажными перекрытиями. City Tower будет иметь 5 технических этажей, где будут установлены системы пожарной безопасности и кондиционирования, а также вентиляционное оборудование. Эффективная циркуляция потоков людей в башне будет обеспечиваться высокотехнологичной вертикальной логистической системой.

Транспортная система

Согласно плану проекта, здание City Tower будет обслуживать скоростная, высокоэффективная транспортная система, так называемая «логистическая матрица», представляющая собой решетку из 200 лифтовых кабинок, способных одновременно перевезти около 2400 пассажиров (до 12 человек каждая). Стальные вертикальные профили, по которым движутся кабинки, имеют горизонтальные соединения через каждые 16 м. Лифтовые кабинки, приводящиеся в движение при помощи электродвигателей, будут соединены с башенной конструкцией подвесными остекленными лобби-переходами. В каждой кабинке будет вмонтирован интерактивный сенсорный экран, при помощи которого пассажиры смогут определять направление движения (вертикальное и диагональное) и указывать конечную остановку лифта. Кабинки с двух сторон оборудованы дверьми: для входа пассажиров у подножия башни и выхода к лобби-переходам. Остекление кабинок предоставит пассажирам уникальную возможность насладиться панорамными видами на реку и город.

Пешеходный бульвар

Связующим звеном между башенной конструкцией и набережной станет пешеходный бульвар длиной 380 м, по которому одновременно смогут перемещаться до 7000 пешеходов. Пирс, имеющий крепкие стальные опоры, будет покрыт стеклянными профилями, создающими полупрозрачную поверхность, а также оснащен специальным покрытием, предотвращающим скольжение.

Паркинг

Одноуровневый паркинг вместимостью 1000 машино-мест будет представлять собой решетку из индивидуальных бетонных ячеек 15×15 м каждая. Уникальной особенностью паркинга станет стеклянная крыша, открывающая обзорность на набережную и башню.

Освещение

Проект предполагает применение различных вариаций освещения. Башенная конструкция может быть освещена полностью благодаря подсветке логистической матрицы. Возможен вариант освещения логистической решетки с применением непрерывно мерцающих, бегущих огоньков. Специальное освещение предусмотрено для подсветки пешеходного бульвара на фоне ночного города.

Реализация

В настоящее время архитектурное бюро занимается поиском инвесторов и заключением договоренностей о финансировании проекта, реализация которого займет 5-7 лет. Потенциальные партнеры колеблются в условиях финансового кризиса, но, по мнению основателя Monolab Architects Яна Виллема Ван Кюленбурга (Jan Willem van Kuilenburg), именно сейчас самое подходящее время для подобных инвестиций.

Жилой оазис на озере


Bird Island – комплекс из 6 жилых вилл
Месторасположение: озера парка Sentul, Куала-Лумпур, Малайзия
Архитектор: международное бюро Graft Lab
Заказчик: YTL Land & Development
Архитектурный конкурс: 2007 год
Количество вилл: 6
Проект находится на стадии доработки

В столице Малайзии Куала-Лумпуре, а точнее, в самом ее сердце – живописном парке Sentul, планируется реализация одного из самых амбициозных с точки зрения экологичности и энергорациональности жилых проектов в мире. В конкурсе, проведенном в Малайзии в 2007 году, предпочтение жюри было отдано разработкам международного архитектурного бюро Graft Lab. Проект, предполагающий строительство шести комфортабельных жилых вилл на озерах парка, станет воплощением инновационной стратегии нулевой энергии (zero-energy strategy), которая заключается в ее естественной выработке для обеспечения жизнедеятельности здания. Главной задачей данного проекта является создание максимально «зеленого» здания с минимальным ущербом для окружающей среды.

Жилой дом от Graft Lab будет представлять собой воздушную конструкцию в виде бамбукового каркаса, обтянутого эластичным материалом белого цвета, изготовленным на основе силикона. Под этим своеобразным тентом будут находиться жилые помещения, внутри которых установят дополнительные системы охлаждения воздуха. Кроме того, в каждом доме архитекторы запроектировали открытую веранду, расположенную над водой. Концепция проекта исключает наличие традиционных для жилых помещений стен и массивных перегородок. Легкость и гибкость конструкции позволяют дому органично вписаться в природный ландшафт.

Большое внимание авторы проекта уделили выбору строительных и отделочных материалов (природных материалов, продуктов вторсырья) и минимизации строительных отходов. Вся бытовая техника, установленная в здании (холодильники, посудомоечные и стиральные машины), будет соответствовать высоким требованиям экономии водных и энергетических ресурсов.

Вода из городских сетей будет подаваться исключительно для питья, а для всех других целей (душ, стирка, полив) будет применяться фильтрованная ливневая вода. Солнечные бойлеры, закрепленные на поверхности тентовой конструкции, обеспечат ее нагрев.

Программа проекта предполагает также установку в потолочных зонах специальных коллекторов для сбора ливневой воды, при помощи которой будет осуществляться охлаждение. Внутренние помещения распланированы таким образом, чтобы обеспечить беспрепятственное проникновение воздушных потоков, способствующих естественной вентиляции и дополнительному охлаждению.

Морская гостиница


Гостиница Maya
Месторасположение: Канкун (Cancun), Мексика
Архитектор: Oceanic-Creations, Швеция
Этажность: 14
Номерной фонд: более 460
Площадь номеров: 50-230 м2
Инвестиции: около $209 млн
Завершение строительства: 2010 год

В начале 2007 года шведская компания Oceanic-Creations представила ряд проектов строительства плавучих зданий различных сегментов недвижимости (жилье, офисные центры, гостиницы, казино, торговые центры, паркинги, плавающие курорты), основанных на применении нового композитного материала. Инновационная технология была изобретена в 1980-х годах шведской компанией Kockums Shipyard, где ранее работал основатель Oceanic-Creations, инженер Ронни Норделл (Ronny Nordell). Осенью 2006 года компания получила эксклюзивное право на использование композитной технологии для строительства плавающих сооружений.


Плафон светильника Helium выдувается из трехслойного опалового стекла молочного цвета, не отбрасывающего тени, а свободно пропускающего свет лампы сквозь себя (как будто стекло проз

Первым проектом, который будет реализован к 2010 году, станет гостиница Maya. 14-этажное здание в форме двойной пирамиды планируют спустить на воду недалеко от мексиканского курортного города Канкун (Cancun). Длина сооружения составит 220 м, ширина – 70 м. Номерной фонд гостиницы будет включать более 460 роскошных апартаментов площадью от 50 до 230 м каждый. В отеле также будут функционировать рестораны, казино, фитнес-центры, кинотеатры, кафе, парикмахерские, магазины и бассейны. Общая стоимость реализации проекта оценивается в $209 млн.

Уникальный пластиковый композитный материал (в десять раз прочнее стали и вшестеро легче ее), покрытый взрывобезопасной оболочкой, имеет множество конкурентных преимуществ и позволяет сократить эксплуатационные расходы на 30-40%. Композитная конструкция способна противостоять природным стихиям. Высококачественная изоляция является гарантией эффективного использования материала в любых климатических условиях.

В здании гостиницы будут установлены мобильные электростанции и дизельные генераторные системы, вырабатывающие достаточное для функционирования сооружения количество энергии. Вмонтированные балластные баки позволяют перемещать объект по поверхности воды и менять его расположение.

Капитальные затраты на строительство такого здания немного высоки, но длительность жизненного цикла материала и низкие эксплуатационные затраты окупают их в довольно короткие сроки.

Компания фокусирует свое внимание на быстроразвивающемся рынке ОАЭ. Кроме того, новая технология вызвала особый интерес в Китае и странах Дальнего Востока.

Искусственные острова: мировое лидерство


Пальмовые острова
Месторасположение: Дубай, ОАЭ
Девелопер: Nakheel Properties, ОАЭ


Карта искусственного архипелага на побережье Дубая, ОАЭ.

Одним из самых грандиозных архитектурных замыслов современности является широкомасштабный проект создания искусственных насыпных островов в Дубае. История проекта началась в конце 1990-х годов, когда премьер-министр Дубая и вице-президент ОАЭ Шейх Мохаммед бин Рашид аль Мактум (Sheikh Mohammed bin Rashid al Maktoum) выступил с инициативой расширения береговой линии Дубая, привлечения больших потоков туристов и превращения города в престижный деловой и туристический район акватории Персидского залива. Автор уникального проекта The Palms (Пальмовые острова) – всемирно известная девелоперская компания Nakheel Properties.

В состав архипелага, на котором будет создана высокоразвитая инфраструктура для комфортабельного проживания и отдыха, входит три искусственных острова, каждый из которых имеет форму пальмового дерева со стволом, кроной и полумесяцем: «Пальма Джумейра» (Palm Jumeirah), «Пальма Джебель Али» (Palm Jebel Ali) и «Пальма Дейра» (Palm Deira).

На пальмовых островах будут размещены роскошные гостиницы класса люкс, жилые апартаменты и эксклюзивные пентхаусы с видом на море, рестораны, водные парки развлечений, пристани для частных яхт, торговые центры, спортивные клубы, SPA-центры, кинотеатры и акватории для любителей подводного плавания.

Строительство «Пальмы Джумейры», первого из насыпных островов, было начато в июне 2001 года, чему предшествовал трехлетний период проведения научно-исследовательских и проектных работ. Спустя пять лет, в конце 2006 года, часть острова была сдана под застройку 4000 жилых вилл, пентхаусов и апартаментов с собственными бассейнами и пляжами, купленных потенциальными жильцами практически мгновенно после начала этапа первичной продажи недвижимости (задолго до завершения строительных работ) в 2002 году.

Для строительства острова площадью 5 600 000 м2 потребовалось 94 млн кубометров песка и 7 млн тонн камня, уложенного в искусственное основание. Пальмовый «ствол» соединен мостом с материком, а специально проложенный на глубине 25 м под водой тоннель (длиной 1,4 км и шириной 40 м) соединяет «ствол» с «полумесяцем». В апреле 2009 года готовится к запуску монорельсовая система Palm Monorail, обеспечивающая транспортные коммуникации на острове. С восточной стороны «ствола» «Пальмы Джумейры» будет расположен причал для шикарного круизного лайнера QE2. К услугам туристов «Пальма Джумейра» предлагает более 30 фешенебельных гостиниц, включая знаменитую Atlantis The Palm; богатство торгово-развлекательных комплексов; крупный торговый центр Palm Mall, а также оригинальный пальмовый театр Cirque du Soleil, который планируется построить к концу 2011 года.

К строительству «Пальмы Джебель Али», расположенной в 22 км от «Пальмы Джумейры», вблизи международных транспортных узлов – морского порта и аэропорта Jebel Ali, приступили в октябре 2002 года. В декабре 2006 года насыпная поверхность общей площадью около 12 млн м2 (что в два раза больше площади «Пальмы Джумейры») была отдана под застройку. В состав острова входит несколько насыпных элементов: «ствол» (шириной 360 м и длиной около 3 км), на котором разместятся гостиницы, аквапарк, общественный центр, пристань с яхтклубом; 16 «ветвей» с жилыми виллами; 4 «полумесяца», соединенных между собой тремя мостами и тоннелем. Инфраструктура острова рассчитана на 300 000 человек. Достопримечательностью «Пальмы Джебель Али» станут четыре тематических парка (Seaworld, Aquatica, Busch Gardens, Discovery Cove).

Самая большая из тройки «Пальма Дейра» площадью более 46 млн м2 (длина острова – 12,5 км, ширина – 7,5 км), строительство которой начато в ноябре 2004 года, будет завершена в 2013 году. Для создания насыпной поверхности планируется использовать более 1 млрд кубических метров песка. Остров, состоящий из 9 элементов, будет соединен с материком мостами, интегрированными в общую транспортную сеть и систему дубайского метрополитена. Наряду с жилыми виллами, коммерческими многофункциональными комплексами, туристическими объектами, частными пляжами и набережными, план застройки «Пальмы Дейры» предполагает возведение научного музея, библиотеки, оздоровительных центров, церквей и ряда других социально значимых объектов.

В сентябре 2003 года Шейх Мохаммед бин Рашид аль Мактум и компания Nakheel Properties объявили о начале работы над очередным грандиозным проектом райских островов под названием The World («Мир»).

Проект «Мир» состоит из 300 островов, выстроенных в форме географической карты мира в четырех километрах от побережья Дубая. Территория проекта площадью 9 310 000 м2 простирается на 7 км в длину и 9 км в ширину, удлиняя береговую линию города на 232 км. Площадь островов, расстояние между которыми в среднем составляет 100 м, варьируется от 14 000 до 40 000 м2, а стоимость каждого из них колеблется от $20 до $50 млн. 320 млн кубических метров песка и 34 млн тонн камня потребовалось для проведения дноуглубительных работ и возведения намывных поверхностей. Четыре волнореза, окружающие территорию проекта, обеспечат надежную защиту от «капризов» погоды: внешние волнорезы будут возвышаться над водной гладью, внутренние – под водой.

Интегрированная серия водных путей, навигационных каналов и озер создаст транспортную сеть между островами. Попасть на каждый из 300 островов можно будет только водным или воздушным путем.

После завершения строительства «Мир» с изобилием жилых вилл, апартаментов, курортов, ресторанов, гостиниц, пляжей и коммерческих зон станет одним из самых желаемых мест на планете. Приобрести остров в частную собственность можно только по приглашению. Ежегодно компания Nakheel Properties рассылает 50 приглашений успешным бизнесменам, актерам, девелоперам, знаменитостям, предоставляя уникальную возможность стать владельцем частички рая на Земле. Ожидается, что первые объекты частной собственности будут готовы принять гостей уже в конце 2010 года.

Читайте анонс нового номера журнала «Architecture & Design»