Латвийская студия NRJA, уверенная заявившая о себе в международных архитектурных кругах рядом интересных проектов, недавно порадовала ещё одной работой. Проект Дома культуры и искусств (Beirut’s House of Arts and Culture) был создан в рамках конкурса, учреждённого при поддержке властей Ливана, и несомненно, может претендовать на роль важного художественного и смыслового ориентира в ландшафте города — перекрёстка разных национальных, культурных и религиозных традиций.
Ожидается, что ливано-оманский культурный центр станет чуть ли не первой в истории государства независимой площадкой для выражения творческого потенциала и свободного обмена мнениями и опытом разными группами ливанского общества. Дабы сделать здание, получившее рабочее название «Дом С», выразительным и уникальным, а также сместить акцент на объединяющую функцию этого заведения, архитекторами было решено взять за основу один из духовных символов Ливана — кедр. Изображение именно этого дерева — воплощения бессмертия, связанного с распространения в Ливане христианства, — красуется на государственном флаге страны. А вот его графической интерпретацией латвийские архитекторы сделали шишку — легко узнаваемый природный элемент, выражающий идею центра и смыслового ядра.
Объект органично интегрируется в городскую структуру: сюда легко можно добраться на всех видах общественного транспорта из любого уголка города. Высота здания составляет 32 метра, что соответствует общим правилам городской застройки. Вместо создания внушительного фасада, архитекторы сосредоточились на его открытости, заметности и доступности. Среди основных мероприятий культурного центра — выставки, концерты, театральные события и многое другое, подразумевающее активное привлечение большого числа зрителей и участников. Прозрачность как нельзя лучше соответствует поставленной цели: активное использование стекла размывает границы между внутренним и внешним, зданием и городом, прохожими и посетителями.
Главный атриум — центральная часть «дома С» — построен по принципу традиционого южного внутреннего дворика. Здесь можно будет отдохнуть и пообщаться с друзьями и коллегами в неформальной, расслабляющей обстановке. Кроме того, он является важным пространственным ориентиром, позволяющим понять структуру единого целого да и попросту не заблудиться в огромном здании. На шестом уровне его покрывает перфорированная бетонная конструкция, обеспечивающая мягкое освещение и эффектную игру бликов на белых внутренних поверхностях.
Первый уровень представляет собой основное место встречи посетителей Дома культуры и искусств. Здесь будет бурлить активная деятельность: за несколькими стойками станут отвечать на вопросы работники информационной службы центра, откроют свои двери малый конференц-зал, книжный магазин и кафетерий. В южной части уровня располагаются технические помещения, включающие служебные входы и въезд на подземную парковку.
На втором уровне находятся залы для выставок и семинаров, на третьем — кинотеатр, художественная мастерская, центр документации, лобби-бар с уютной террасой. Здесь же – большая рабочая зала, куда ведёт главная лестница — центральный элемент входа в здание, установленный перед застеклённым фасадом атриума. Она имеет расположение, традиционное для итальянского классического театра.
Обустройство каждой части здания продумано с особой тщательностью и вниманием. К примеру, места в зрительном зале механически видоизменяются и трансформируются в зависимости от поставленных перед организаторами мероприятия задач. Модульное оборудование выставочных залов подразумевает размещение в них как живописных полотен и фоторабот, так и скульптур, инсталляций, видео-установок и прочего. Значительная часть второго этажа предусматривает достаточное количество раздевалок и комнат отдыха для выступающих артистов.
Четвёртый уровень продолжает функциональное разделение здания на два блока с открытым пространством промежуточного атриума. Западная часть отдана под служебные офисы, в восточном же крыле — библиотечный блок с просторными читальными залами. Прогулка вдоль стены большого рабочего зала позволяет немного размяться, отдохнуть уставшим глазам и вдохновиться на новые творческие свершения видами большого города, открывающимися из окна.
Следующий этаж занят Национальной фильмотекой. Пространственная организация шестого и седьмого уровней здания, на которых находятся творческие мастерские и административные помещения, представлена большим количеством комнат разного размера, связанных между собой открытыми террасами. А в помещениях, расположенных в объёмных крышных террасах последнего, восьмого уровня будет ежедневно звучать музыка и проходить уроки: согласно проекту NRJA, здесь расположатся классы театрального, музыкального и танцевального искусства.
Дом-«шишка» вырастет не только вверх, но и вглубь: на трёх подземных уровнях разместится автостоянка и технические помещения. В качестве главного строительного материала архитектурной студией предложен железобетон с сеткой колонн 8,1 х 8,1 м. Для закрытых объёмов — большого и малого залов для представлений и кинотеатра — архитекторы предлагают недавно изобретённый прозрачный бетон литракон (LiTraCon). В его состав, помимо привычных компонентов высококачественного бетона, входит множество оптических волокон различной толщины, которые и создают светопроводящий эффект. Сквозь стену из этого материала можно увидеть силуэты людей или очертания предметов, что полностью соответствует идее открытости, выраженной данным проектом. Для глухих стен здания планируется использовать декоративный бетон с оттиском рисунка кедровой шишки. А промежутки между этими разными по размеру объёмами заполнит белое прозрачное стекло — лёгкий и воздушный материал, визуально срывающим границу между объёмом и средой.
По материалам Archdaily.com и NRJA
Авторский текст Д.Журнала