Перед тем, как рассказать о новой мебели дизайнера Матьё Леаннё, сделаем экскурс в историю одного нашумевшего изобретения, напрямую связанного с её появлением.
Речь идёт о проекте геодезического купола, разработанном в 1940-х годах американским архитектором, дизайнером, инженером Ричардом Бакминстером Фуллером (Richard Buckminster Fuller, 1895 — 1983).
Будучи банкротом и безработным, считая себя заурядным индивидом без особых денежных средств или учёной степени, на грани самоубийства после смерти от пневмонии его любимой дочери, 32-ухлетний Ричард Фуллер в последний момент решается на неожиданный эксперимент. Его целью стало выяснить, что сможет один-единственный, уже не юный человек вроде него сделать на благо мира и всего человечества.
На протяжении этого эксперимента всей своей жизни Фуллер написал двадцать восемь книг, выработав такие термины как «тенсёгрити», «эфемеризация» и «синергетика». Также ему принадлежит большое число изобретений, в основном в сфере дизайна и архитектуры, наиболее известным из которых является лёгкий и прочный «геодезический купол» — пространственная стальная оболочка из прямых стержней.
Форма купола образуется благодаря особому соединению балок — в каждом узле сходятся три ребра слегка различной длины, которые в целом образуют правильный многогранник, вписанный в сферу. Конструкция геодезического купола, обладающая хорошими несущими качествами, заинтересовала Фуллера прежде всего малой массой при большом внутреннем пространстве.
Изобретатель надеялся, что геодезики помогут решить послевоенный жилищный кризис. Купола нашли свое применение в различных архитектурных строениях — больших оранжереях, планетариях, аудиториях, складах, ангарах. Жилые же купола не оправдали надежд из-за высокой стоимости.
В последние годы жизни, после десятилетий работы над своими идеями, Фуллер достиг общественного признания. Он путешествовал по миру, выступая с лекциями, получил 25 американских патентов и множество почётных докторских научных степеней, был лауреатом 47 международных и американских почетных премий в области архитектуры, дизайна, инженерии, изящных искусств и литературы.
Большинство его изобретений, однако, так и не поступили в массовое производство, а он сам подвергался сильной критике почти во всех сферах, на которые пытался повлиять (например, в архитектуре) или же просто отвергался как безнадёжный утопист. С другой стороны, последователи Фуллера утверждают, что его работы ещё получат то признание, которое заслуживают.
Матьё Леаннё воздаёт должное Ричарду Бакминстеру (или, как его ещё называли, Баки) Фуллеру, переосмысливая, однако, его революционное открытие в ироническом ключе.
Для французского дизайнера Баки остаётся символом научной фантастики, воплотившейся в архитектурных реалиях. В описании своей новой разработки Bucky’s Nightmare (Ночной кошмар Баки) Леаннё говорит об универсальности структурного усовершенствования геодезического купола. Кроме того, подобные открытия способны вдохновлять на новые разработки различных видов структур — даже таким противоречивым образом.
Не забывает дизайнер напомнить и о термине «тенсегрити», введённом Ричардом Бакминстером. Он обозначает свойство каркасных структур, в которых задействуются цельные детали, работающие на натяжение, и составные детали, работающие на сжатие, таким образом, что каждая деталь функционирует с максимальной эффективностью и экономичностью. Биоморфное кожаное кресло Bucky’s Nightmare с мягким наполнителем меняет свои геометрические конфигурации каждый раз, когда на него садятся или становятся, тем самым оказывая поддержку каждой части человеческого тела.
В статье использована информация сайта Википедия
Читайте также:
«Домашняя река» Матьё Леаннё (Mathieu Lehanneur)