Нарисованные огни большого города

Взрывами краски на стенах и асфальте, художественными волнами безудержной радости или такой же по силе ярости, текстовыми полотнищами на известных и неведомых языках всего мира выливается на лица больших городов уличное искусство.

Основные черты стрит-арта, такие как краткосрочность, незащищенность и уязвимость произведений, в разы превышают его ценность. Грамотно пропиаренный объект спешат посетить как можно скорее, так как завтра, а, возможно, уже и сегодня он покинет свое забронированное место.

На помощь в этом случае обычно приходят медиа, которые одним махом способны увековечить его зыбкое существование, внеся в анналы и отлив в бронзе истории. И наоборот — стрит-арт становится рекламным средством, привлекающим свежестью исполнения и способностью с эпатажу.

Итак, выходим в город и представляем вашему вниманию небольшую подборку таких «полотен», появившихся с легкой руки уличных художников и дизайнеров городской среды. Они создают свои шедевры в подъездах, на фасадах домов, в арках, на заборах и даже среди опустошенных нежилых массивов. Что-то исчезает сразу, что остается нетронутым, но большинство таких работ еще ждут своего освещения среди широкой публики.

Инсталляция Fos от одноименного коллектива из Барселоны украсила вход в веганский ресторан Rayén Vegano в Мадриде (Испания). В переводе с греческого языка Fos означает «свет», а с каталонского — «расплавленный». И то, и другое значение как нельзя лучше отображают концептуальную задумку создателей.

Над реализацией проекта команда из архитекторов, арт-директоров, графических дизайнеров и молодых энтузиастов трудилась четыре дня и ночи. В ход пошло 250 метров яркого желтого скотча и несколько литров акриловой краски.

Инсталляция представляет из себя имитацию льющегося из лампы яркого желтого света, покрывающего разные предметы — картины, столик, скамью и табуретку, — точно соответствуя проекции формы светильника. Композицию дополняют настоящие ананасы, которые хозяева заведения не забывают регулярно менять.

Для съемки рекламной кампании новой версии Cadillac Escalade 2015 стараниями Autumn de Wilde была создана инсталляция в виде ярких стеклянных домиков. Индийский художник занимался как разработкой дизайна скульптур, так и самой съемкой, которая проводилась на ранчо в Лебеке (Lebec), Калифорния. По его словам, объекты с зеркальным эффектом помогают подчеркнуть глянцевое покрытие автомобиля и одновременно создают яркий контраст с окружающим ландшафтом. Промо-материал был представлен в Нью-Йорке 7 октября 2013 года.

В пустующем старом доме французские художники Ella & Pitr создали интерактивное граффити — яркие рамки для несуществующих картин. В подъезде и на лестничной клетке появились искаженные рисунки, которые работают по принципу анаморфоз, принимая соответствующий вид при наблюдении с определенной точки. Объемные изображения стали частью рекламной кампании театрального сезона 2013-2014 в Les Cadres de la Comédie в Сент-Этьене.

Dalston House — временная инсталляция в Лондоне. Аргентинский художник Леонардо Эрлих (Leandro Erlich) спроектировал в натуральную величину фасад здания и разместил его на земле, а напротив, в вертикальном положении, поставил такой же величины зеркало. Все, что происходит на горизонтальной поверхности дома отображается на зеркальной поверхности. Такой прием помог создать оптическую иллюзию, противоречащую всем законам физики и здравому смыслу.

Владимир Манжос и Алексей Бордусов уже более десяти лет создают на фасадах киевских домов сюрреалистические муралы. Творческий дует WaOne и Aec, более известный как «Інтересні казки», прославился как в Украине, так и за рубежом. Насыщенные красками и сюжетами художества создаются аэрозольными баллончиками и транслируют хорошо узнаваемый стиль. Одной из последних работ стала «Flying & crawling mind», сделанная для Московского фестиваля LGZ. Ребята ведут свой блог, так что за их продуктивным творчеством можно следить здесь.

Урбанистический проект Piles в Копенгагене, Дания, был реализован архитектурным бюро ÖRNDUVALD. На зеленом заборе, скрывающем за собой строительство метро, появилось три, на первый взгляд, абстрактных изображения. На самом деле, как рассказывают на своем сайте разработчики, мозаические образы воплощают в себе три основных материала, которые здешние работники достают наружу при строительстве подземных станций, — грунт, воду и булыжник.

По подсчетам архитекторов, на воплощение идеи ушло 45 546 блестящих кружков девяти разных цветов. Пикселеобразные изображения имеют высоту 350 см, а в ширину достигают 660 см. Благодаря специальным технологиям в ночное время «ископаемые» двигаются и переливаются.

Во время Недели дизайна в Пекине 2013 организация Beijing Dashilar Investment Limited и оргкомитет мероприятия запустили проект Dashilar Pilot. Проект подразумевал возрождение старого района Пекина Дашилар (Dashilar), который в процессе модернизации города значительно отстал. Облагораживанием местности занимались зарубежные и местные дизайнеры и архитекторы.

Одной из работ стала инсталляция от архитектурного бюро People Architecture Office. На крышах в традиционном китайском дворике появились блестящие шары с эллипсообразными гранями. Функционально изделия призваны заменить спиленные деревья, служившие занавесом от солнца. Их блестящая поверхность отбивает солнечные лучи, предотвращая тем самым нагревание внутреннего пространства.

Немецкий уличный художник Ян Форманн (Jan Vormann) уже три года путешествует по миру и «обновляет» различные здания. В качестве строительного материала Ян использует конструктор Lego. Мелкие пластиковые детали позволяют собирать элементы, повторяющие формы неаккуратных отверстий поврежденных фасадов и делать яркие «заплатки». Как говорит мастер, конструктор, конечно, не заменит цемент и кирпич, но в любом случае привлечет внимание к существующим проблемным местам города. У проекта Dispatchwork есть свой отдельный сайт, на котором в регулярном режиме появляются отчеты о проделанной работе.

Урбанистические инсталляции французской художницы Мадемуазель Морис (Mademoiselle Maurice) представляют собой несколько иной вид декорирования улиц. Здесь в ход идут не аэрозольные краски и трафареты, а миниатюрные детали, выполненные в технике оригами. Красочные детали красуются в школах, центрах досуга, жилых зданиях и даже на стенах тюрем. Одной из последних работ Мадемуазель стал проект White Night, появившийся в Кошице (Словакия). Радужными разводами покрылся один из арочный проемов.

Бэнкси (Banksy) — один из самых известных уличных художников в мире. Эпатажный герой стрит-арта прославился своими «партизанскими» рисунками, выполненными с помощью трафаретов. Его работы регулярно оказываются в самых неожиданных общественных местах и уже даже успели достичь границ галерейных и музейных площадок. Недавно осыпавшуюся стену старого стадиона Yankee в Нью-Йорке Бэнкси украсил пантерой. Большая рычащая кошка властно восседает на желтой полоске голубого фасада©.

Текст: Анастасия Ткаченко, специально для Д.Журнала.