Архитектурный фестиваль CANactions 2010: разговор с куратором

CANactions 2009
В Киеве в самом разгаре третий архитектурный международный молодёжный фестиваль CANactions 2010. Это важнейшее событие не смогут оставить без внимания люди, любящие и уважающие столицу как место своего существования, а также те, кто интересуется развитием современной архитектуры нашей страны на фоне ведущих государств Европы. Тема фестиваля — «Границы».

Объект — киевские склоны — наиболее ценная часть городской территория вдоль верхней кромки Днепра, на стыке исторического центра и природного ландшафта, которая сейчас активно планируется под застройку. Цель — сделать процесс освоения Киева осмысленным, участников — ответственными.

Киевские склоны

Проекты застройки

Логотип фестиваля CANactions 2010

Накануне официального открытия, состоявшегося 26 апреля 2010 года, Д.Журнал попросил рассказать о целях и задачах фестиваля куратора CANactions 2010 Виктора Зотова, главного архитектора «Архитектурного бюро «Зотов и К°».

— CANactions 2010 — это не неделя в апреле, это уже перманентное движение, которое разворачивается с октября прошлого года. Каждую неделю в Доме архитектора проводятся «проблематизирующие четверги»: лекции, мастер-классы, круглые столы на «горячие» темы киевского развития. Наш CANactions — не очередное вручение медалей, обычно сопровождающее мероприятия, называемые фестивалями. Совковый героический пафос — не наша тема.

Виктор Зотов

Сейчас в Доме архитектора вовсю кипит работа над проектами, проходят лекции, мастер-классы и круглые столы, идёт живое общение между украинскими и европейскими архитекторами из таких студий, как CIMKA (Голландия), MAXWAN (Голландия), MVRDV (Голландия), GROUP8 (Швейцария) и другими. И к этому диалогу может присоединиться любой желающий: вход на все мероприятия CANactions, проходящие в Доме архитектора, свободный.

— А в чём же вы видите главную проблему современной киевской (и, возможно, отечественной) архитектуры?

— Нас (наследников совка) долго и «успешно» били палкой. Всего боимся, не хотим меняться и менять, развиваться. Вообще не многого хотим. Мечтать не умеем. Ковыряемся в собственном говне.

Мой рецепт: надо перенимать опыт, не бояться и не стесняться учится тому, что сделано и делается на Западе. Нам проще, чем им в свое время: дорожки уже протоптаны — не ходите по копаному. Долой творчество, сначала думаем, потом делаем. Да здравствует правило!

— Заимствование прогрессивного опыта считаю главным методологическим принципом. Знакомые мне архитекторы из Голландии, США, Японии, Англии, Дании называют «переломными» для их культуры и мировосприятия очень близкие даты: с 1968 по 1972 годы. Именно тогда до них дошло, что в чрезмерном потреблении, экстенсивной жизни счастья нету (конец предложения перевожу от японца дословно). Мне кажется, мы начинаем это подозревать. Моя лекция про «уборку» не столько архитектурная, сколько социально-философская. Не привносить, не добавлять, не создавать, а убирать, избавляться. К чистоте, к простоте!

Тео Хобен (Theo Hauben) — Проект корпуса (Bernoullibord Building) университета Гронинегнена как один из примеров простой и умной архитектуры

Справка Д.Журнала: архитектурное бюро «ЗОТОВ и К°» в Киеве существует 7-ой год, чувствует себя одинаково комфортно как в крупном строительстве, так и в работе над мелкими объектами. Ключевое условие: чтобы было интересно. Программный тезис: делать правильно. Курс: евроинтеграция.

— Один из многих позитивных качеств кризиса в том, что появилась возможность и необходимость учиться, подняться на новую ступеньку. То, что происходило 50 лет назад в странах Западной Европы, у нас должно произойти быстрее, но при условии, что мы повернёмся в нужную сторону нужной частью тела. Надеюсь, глобальные социальные законы помогут развернуть наш вектор в нужную сторону.

— И чего же нам не хватает, чтобы прямо сейчас пойти в нужную сторону?

— Открытости, той же простоты. У меня протест против красивости и творчества в архитектуре. У нас это эти понятия затасканы, извращены. Ведь творческому архитектору аналитика не нужна аналитика: сразу рисую, и строю, узурпируя общество своими творческими амбициями.

Основная цель CANactions — образование, нас, архитекторов, в первую очередь. Мы привыкли определять причины проблем на стороне: «Власть виновата», «Хто всрався? — Невістка». Начнем с себя, от нас очень многое зависит.

Образовательные цели CANactions 2010:
1. Учиться делать правильно, нарабатывать и выполнять правила;
2. Учиться sustainability (ответственному способу жизни). Не вредить.
3. Учиться учиться. Все уже придумано. «Мы — в говне» — хорошая стартовая позиция для нашей ситуации сегодня. Хорошо снятая проблема — уже почти ее решение. Открываем двери, проветриваем помещение, берем мировой опыт.
4. Учиться современной архитектуре, вся хорошая архитектура — современная.

— Расскажите о воркшопе: кто принимает участие, какую задачу ставите перед участниками, на какие результаты надеетесь?

— Воркшоп здесь, в первую очередь, — концентрированное образование. Мы актуализируем склоны, осознавая эту территорию как важнейшую градообразующую на стыке ядра исторического центра Киева с Днепром. Как путь, пронизывающий наиболее значимые пространства и состояния, определяющий имидж и дух Города. Нарабатываем правила работы в таком ответственном месте. Провоцируем гражданскую активность. А проблемы проявляются, в первую очередь, потенциальными и уже реализуемыми проектами на этой территории.

Куратором воркшопов, проходящих в рамках фестиваля на тему «Киевские склоны: крайка — наиболее ценная территория вдоль верхней крайки Днепра на стыке исторического центра и природного ландшафта», стал известный российский архитектор, критик, профессор МАРХИ Евгений Асс (Россия). На протяжение недели в совместном проектировании задействованы десять известных зарубежных специалистов и десять молодых украинских архитекторов и студентов, выбранных в ходе предварительного конкурса.

Проект Тео Хобена (Theo Hauben)

— Кто гости фестиваля?

— У нас супербанда, с потрясающим опытом и ресурсом, круче не бывает. Это люди на подъеме (в карьерном и широком смысле). «Поэт Пушкин, архитектор Фостер» — не наша история.

— Виктор, реально оценивая ситуацию, скажите, удастся ли фестивалю привлечь внимание к проблеме хаотичной застройки склонов? Сможете ли вы что-то изменить?

— Хочется сделать событие продуктивным и понятным с точки зрения гражданской ответственности. Есть общий привкус у всей затеи — это активная гражданско-социальная проблематизирующая позиция, и при этом конструктивная. Слова «громкие», но они к месту и ко времени.

Ставим старый, но очень хороший вопрос: что делать? В офис и обратно домой хожу пешком вдоль этой кромки, потрясающей, уникальной, бесценной территории. Наблюдаю за тем, как она меняется сейчас — ужасно. Часто дохожу до уныния. Знаю, что ситуация будет ухудшаться, независимо от нашего «булькания». Но «булькать» надо. И интересно.

В программе CANactions 2010 — мастер-классы и лекции архитекторов:
Йоханнес Схеле (Johannes Schele), MVRDV
Виллем Ян Нутелингз (Willem Jan Neutelings) (Голландия), Neutelings Riedijk Architecten
Ким Херфорз Нильсен (Kim Herforth Nielsen) (Дания), 3XN
Пауло Мартинс Барата (Paulo Martins Barata) (Португалия), Promontorio Architects
Патрик Меерс (Patrick Meijers), Йелле Хомбург (Jelle Homburg) (Голландия), CIMKA
Йерун Шиппер (Jeroen Schipper) (Голландия), JSA
Джейсон Хильгефорт (Jason Hilgefort) (Голландия), MAXWAN
Йерун де Виллиген (Jeroen de Willigen) (Голландия), De Zwarte Hond
Даниель Замарбиде (Daniel Zamarbide), Франсуа де Мариньяк (Francois de Marignac) (Швейцария), GROUP8
Лисс Вернер (Liss Werner) (Германия) DIA+ Liss C. Werner, Architektin
Александр Дольник (Украина), Dolnik & Co
Юрий Рынтовт (Украина), Ryntovt Design
Олег Дроздов (Украина), Drozdov & Partners

Программа мероприятий на сайте CANactions (на русском и английском языках)
Сайт CANactions (англоязычный)