Дизайн с большого экрана. Подборка фильмов с 8 Одесского международного кинофестиваля

«О! Бра от Инго Маурера!», «В прихожей витровский диванчик!», «В спальне люстра от Droog design, видел?». Так на кинофестивале смотрят фильмы дизайнеры. На третьей ремарке нормальный зритель шикает на вас не меньше, чем на ротозея, забывшего отключить телефон. Мало кто поймет, что знакомые тумбочки на экране – словно лица друзей в массовке. Мы выбрали из разных программ Одесского международного кинофестиваля 2017 подборку «дизайнерских» фильмов.

Дамское счастье

Режиссер: Жюльен Дювивье
1930, Франция

Если бы не дизайн, технический прогресс и жажда потребления, сюжет картины не возник бы вовсе. Мелкая текстильная лавка не может конкурировать с фешенебельным универмагом, который спешит разрастись и занять целый район Парижа. Широкие лестницы и длинные прилавки, шляпы, перчатки, сумочки, пакеты. Ошалелые дамочки снуют туда и сюда, торопятся урвать клочок счастья в виде цветастого платка.

Миловидная героиня (актриса Дита Парло) находит работу манекенщицы. Ей, а заодно и зрителю, приоткрывается закулисная жизнь универмага с красотками в шелковых комбинациях и показами новейших мод 20-х годов прошлого века.

«Дамское счастье» – один из последних немых фильмов, снятых во Франции. В Одессе картину показали на Потемкинской лестнице. Открытый показ культового кино – одно из ключевых событий фестиваля. Несколько тысяч зрителей размещается прямо на исторических ступенях, и никто не уходит, каким бы несовременным или наивным ни был фильм. В прошлые годы на лестнице смотрели «Броненосец Потемкин» Эйзенштейна, «Метрополис» Фрица Ланга, «Перед закатом» Мурнау. Показ «Дамского счастья» сопровождался музыкой канадского композитора Габриэля Тибодо для симфонического оркестра, пронзительные вокальные партии исполняла французская оперная солистка Софи Фурнье.

По ту сторону надежды

Режиссер: Аки Каурисмяки
2016, Финляндия

Хотите сделать мир чуть лучше – посмотрите это кино!

Когда первый эпизод седьмого сезона «Игры престолов» смотрят более 90 миллионов человек, снять историю с концентрированной добротой – это пощечина общественному вкусу. С гуманизмом, которому позавидовал бы Махатма Ганди, режиссер фильма живописует злоключения сирийского беженца в Финляндии. Герои фильма, скупые на эмоции северяне, подолгу молчат на фоне лаконичного и обжитого скандинавского дизайна. Одна из ключевых локаций истории – затрапезный ресторанчик, обличье которого меняется чаще, чем выражения лиц героев фильма. В общем, все в этом фильме прекрасно. И лица, и души, и мысли, и табуретки.

Чужой

Режиссер: Ридли Скот
1979, США

Высокие технологии и космическое будущее в 70-е годы прошлого века представляли именно так: пластиковая обшивка корабля, пучки проводов, космонавты-дальнобойщики за пригоршню долларов берутся за любую миссию.

Главное творение дизайна здесь – сам Чужой. Изначально пришелец был создан дизайнером Хансом Гигером для проекта «Дюна», съемки которого продлились так долго, что по ходу дела Чужой устроился в другое кино и не прогадал.

На просмотр культового ужастика в маленьком зале «Родины» собрались сплошь киношники – режиссеры фильмов международной конкурсной программы, заезжие актеры и местные хипстеры. Среди прочих была замечена и вполне обыкновенная с виду одесская бабушка в сопровождении внука-подростка.

Настоящий ужастик и через тридцать лет не теряет силы. Через пятнадцать минут после начала сеанса, влюбленные парочки начали сбегать из кинозала. Те, у кого нервы оказались покрепче – щурились и отворачивались. И только одесская бабушка в предпоследнем ряду смотрела на экран спокойно, не зажмуриваясь. Человек жизнь прожил.

Квадрат

(золотая пальмовая ветвь Каннского фестиваля 2017)
Рубен Эстлунд
2017, Швеция

«Квадрат» – концептуальная инсталляция в музее современного искусства. Куратор этого музея и есть главным героем кино. Он ездит по городу на аккуратненькой Тесла, размышляет о сути искусства, участвует в арт-перформансе, излучает нескромное обаяние буржуазии. Концентрация хорошего дизайна в кадре воодушевляет.

Режиссер картины использовал в фильме разговоры посетителей, подслушанные на выставке современного искусства. Признаться, интерпретации смыслов увиденного киношной публикой были столь же глубоки и загадочны. Нагромождения словесных конструкций отечественных интеллектуалов хотелось нарушить парой-тройкой бранных слов, который выкрикивал герой фильма с синдромом Туррета. И это ведь тоже можно было бы назвать перфомансом. И даже акционизмом.

Автор статьи — Надежда Шейкина