Свободное пространство Freud House на Подоле (Киев, Украина)

Примерно месяц назад в старом центре Киева появился новый ориентир и место для задушевных встреч под названием «Свободное пространство Freud House». Название полностью раскрывает суть идеи — в заведении витает дух Фройда, а сам формат полностью соответствует новому понятию «третьих мест».

Идея третьих мест становится все более популярной в Киеве. Свободное пространство — тип заведений, где нет обслуживающего персонала и назойливых официантов, где посетитель чувствует себя комфортно и волен заняться любой деятельностью — почитать книгу, поработать, посвятить себя творчеству, поиграть с друзьями в настольные игры, просто выпить кофе, посмотреть кино или провести деловую встречу. Оплата производится за время, а не за количество съеденного и выпитого.

Freud House обосновался на двух этажах здания и стилизован под жилой дом Зигмунда Фрейда в Вене. Первый этаж полностью отведен под зону кафе с множеством зеркал на потолке, а поднявшись по лестнице на второй этаж, можно очутиться в прихожей, откуда пути расходятся в спортзал, гостиную, кухню, библиотеку и кабинет. Стены украшают фотографии разных периодов жизни психоаналитика, его цитаты, пятна Роршаха — оптические иллюзии — в исполнении художника Максима Рыбалко, а на полках стоят книги по психологии.

В отдельном помещении расположилась библиотека. На столах — светильники, стены обиты ковролином. Здесь также есть почтовый ящик, куда можно бросить письмо, которое «местные жители дома» отправят по адресу в ближайшем отделении почты. Стеллажи, правда, пока полупусты, но основатели Freud House надеются, что посетители будут приносить сюда прочитанные книги, и с помощью буккросинга наладится живая атмосфера обмена книгами.

Кухня оснащена современной техникой, что позволяет не только приготовить вкусные чай и кофе, но и полакомиться печеньем, тостами и всевозможными джемами.

В гостиной через всю комнату идет тень от несуществующей люстры. В этом отсеке можно найти шкаф с играми и фортепиано.

В спортзале Freud House установлено баскетбольное кольцо, есть несколько гантелей, дартс, карематы, удобные кресла-мешки, а со стены в совершенно неожиданной ипостаси на все это взирает Фройд, играющий в баскетбол.

Библиотека соседствует с кабинетом. Очутившись в этой комнате, все внимание концентрируется на рабочем столе ученого, который украшают сувениры и книги. Здесь, в личном кабинете австрийского доктора, есть большой рабочий стол с кожаным креслом, несколько столов поменьше и кушетка, на которой можно лежать и читать книгу. Комната оборудована всем необходимым для коворкинга: быстрый интернет, 5-6 столиков для работы, за которыми можно разместиться всей командой и заняться брейнстормингом. За столом иногда можно увидеть седого актера, визуально напоминающего всем знакомого профессора Фройда, который играет отца психоанализа.

Во Freud House проходит масса мероприятий: встреча кино-клуба, литературного и психологического клубов, вечера настольных игр, выставки живописи и фотографии, мастер-классы, hand-made-практики, концерты.

В дружеской беседе основатель Freud House Алексей Геращенко ответил Д.Журналу на несколько вопросов.

Д.Журнал: Скажите, Алексей, как возникла идея воссоздать дом Фройда?

Алексей: Инициаторы создания свободного пространства — я и моя жена Ярослава. Она психолог. Сначала у нас была общая концепция: создать культурно-творческое пространство с примесью психологии. Потом мы пообщались с Антоном Фридляндом (ранее занимавшийся BiblioTech — Прим. редакции), и он помог систематизировать всю информацию, которая крутилась уже долгое время у нас в головах. В результате Антон и предложил образ Фройда.

В обществе сложилось очень узкое восприятие этой необыкновенной исторической фигуры, порой исключительно через призму изучения сексуальности. Для нас Фройд — это метафорический образ человека, который может быть прав, может ошибаться, но в любом случае создаёт нечто своё, новое, мы тоже хотим мотивировать людей выйти за рамки границ и шаблонов.

К выбору места подошли серьезно. С самого начала были нацелены на Подол, так как атмосфера здесь вполне соответствовала по духу. Было несколько вариантов, где можно было разместить дом Фройда, но это здание, наполненное историей, осталось вне конкуренции. Ведь даже даты строительства дома (1856 — 1858 год) совпадают с биографической датой рождения ученого (1856 — год рождения З. Фройда — Прим. редакции). Таким образом, заведение будто с самого начала придумало само себе и имя и атмосферу. Да и интерьер вторит заданной линии — ретро, винтаж-стиль с примесью современности.

Ранее в этом здании жил помещик, а на первом этаже была конюшня. В последние годы в этом помещении находилась бильярдная «Франт», после чего пришлось сделать полный демонтаж старой отделки и перепланировку. Наполнение пространства исходило от идеи, что это дом, где мог бы жить Фройд, но уже в сегодняшнем времени.

Мы очень активно искали информацию, детали, какие-то интересные факты, которые постарались внедрить в интерьер. Например, фиолетовый цвет, который можно увидеть в интерьере, — любимый цвет Фройда. И, конечно же, в кабинете стоит кушетка — неизменный атрибут кабинета ученого. Способ реализации и вопрос «как может быть?» решался с дизайнерами.


Д.Журнал: Во Freud House много разных тематических комнат. Расскажите, как происходило зонирование и на какие именно комнаты поделено пространство?

Алексей: Совместно с арт-директором, дизайнерами, художником-оформителем мы намеренно придумывали и создавали пространство разностороннее. Так появлялись залы абсолютно разные по оформлению и по характеру времяпрепровождения. Каждая зона живет своей жизнью, но при этом создает общую атмосферу.

Freud House располагается на двух этажах. При входе — административная стойка, где тебе выдают пластиковые карточки, которые фиксируют время твоего пребывания здесь. После этого вы сразу же попадаете в венское кафе (Австрия — родина психолога). Как известно, Фройд в своем доме жил на втором этаже, поэтому там расположились все основные зоны нашего пространства. А на первом находилось кафе, которое мы тоже воссоздали.

По пути к выбранному вами столику, вы сможете заглянуть в зеркало. Правда, для этого придется запрокинуть голову: зеркала висят на потолке.

Всего же во Freud House шесть помещений. Разные зоны соответствуют разным состояниям человека.

Как известно, Фройд выделил три структурных элемента личности: Ид, Эго и Супер-Эго. Freud House построен на различии этих состояний. Например, спортзал — это, условно говоря, комната проявления в человеке «ребенка», ведь Ид, или Оно, согласно фрейдистской концепции, обозначает неизвестную силу, управляющую поступками человека и служащую основой для двух других проявлений личности, содержащую энергию для них. В спортзале имеется достаточно места для того, чтобы размяться, есть XBox для игр, пуфы…

Кабинет — уютная и серьезная обстановка, которая помогает сосредоточится. Еще одна зона такого же характера — библиотека. Они лучше всего подходят для общения Face-to-Face и коворкинга.

Центральное помещение — кухня с черно-белой плиткой на втором этаже. Здесь можно пообщаться (в компании или вдвоем), поработать за столиком и подкрепиться. Отсюда идут двери в другие комнаты. Гостиная предназначена для массовых встреч и публичных мероприятий. Посетитель переходит из помещения в помещение, в зависимости от запланированного занятия, а также своего внутреннего состояния.

Д.Журнал: Скажите, Алексей, насколько ваши представления о будущем внешнем облике заведения совпали с тем, что получилось в итоге?

Алексей: Визуализации как таковой не было, были идея создания пространство без определенной статусности. Практически каждому общественному заведению изначально задается определенный статус: молодежный, демократичный, деловой, пафосный и пр. Но во Freud House мы хотели изначально уйти от статусности. Эта концепция проявляется и в интерьере, и в программе мероприятий, и в работе с персоналом. Если вы обратите внимание, наши сотрудники не носят униформы, они выглядят так же, как и все остальные посетители.

Возвращаясь к вопросу, отмечу отличную работу дизайнеров — братьев Юдиных. То есть перед ними постоянно ставился именно такой вопрос «Как можно достичь отсутствия статусности в интерьере?» — и идеи рождались прямо в процессе общения с Александром и Владимиром. Я старался не вгонять людей в какие-то рамки, так что на протяжении всей работы мы активно делились идеями.

Д.Журнал: Алексей, почему вы обратились именно к концепции свободного пространства?

Алексей: Свободное пространство — идея ХХІ века. Это более открытая, честная система. Она подразумевает нестандартное, нешаблонное проведение времени, недостаток чего особенно актуален во времена глобализации.

Основным западным аналогом можно считать коворкинг-центры (центры для совместной работы), однако это не одно и то же. Все-таки, коворкинг подразумевает совместную аренду, место для работы (чтобы не снимать офис). По некоторым функциями с нами схожи библиотеки. Свободное пространство с оплатой за проведенное тут время объединяет эти разные функции в одном месте. Но коворкинг-центры западного образца ближе нашим свободным пространствам, нежели нашим коворгинг-центрам.

Мы постарались создать уютную домашнюю атмосферу без ресторанного пафоса для того, чтобы человек мог на время расслабиться и отдохнуть от безумной суеты большого города. Для молодого поколения данный формат очень удобен и понятен, а люди постарше воспринимают с трудом.


Д.Журнал: Если бы у вас было больше места, какие комнаты вы бы добавили?

Алексей: Интересный вопрос… Хотя и не люблю теоретизировать о том, что «могло бы быть». Предпочитаю работать с тем, что уже есть, но постараюсь ответить.

Каждую пятницу у нас происходит встреча Клуба настольных игр. Участники играют в гостиной, но нам бы не помешала для этого отдельная комната, или даже игровой зал. Также можно было бы выделить отдельный зал для больших встреч и конференций. Еще одна интересная идея, на которую меня подтолкнули знакомые психологи: создание отдельного кабинета для психологических консультаций.

Так как у нас хорошая звукоизоляция, возможно, не помешает добавить немного музыки, чтобы еще больше оживить пространство. Хотя мы уже столкнулись с проблемой разных предпочтений в музыке, поэтому если и будем что-то ставить, то это, скорее всего, будет нейтральная музыка. Кроме этого, в будущем пространство будет обрастать новыми деталями — появятся цветы на подоконниках и дополнительные полки. Еще есть идея «подвешенных» подарков.

Д.Журнал также пообщался с дизайнерами проекта. Интерьером Freud House занимались Александр и Владимир Юдины («Братия дизайна Козырный Дизайн»), которые создавали внутренний облик «Хинкали», «Дежавю», «Казбек», «Тюбетейка», «Godzilla» и недавно открывшегося пространства Smart cafe BIBLIOTECH. В разработке дизайна также участвовал Антон Фридлянд.

Д.Журнал: Какие были сложно в процессе реализации проекта?

Братья Юдины: Сложностей никаких не было, кроме древности здания — кривизны стен, полов, потолков. Очень много разных уровней, и высота у комнат была разная. Первой задачей было организовать широкий проход на второй этаж, так как такового в изначальной планировке не было. Второй задачей — скрыть все неровности и уровни стен, потолков. А в дизайне интерьера — всё как обычно. (Смеются).

Александр Юдин: В работе над Freud House мне пришлось очень много работать с информацией из реальной жизни Фрейда. К примеру, в интерьере кабинета использованы любимые цвета Фрейда, на стенах — винтажные фотографии ученого, его семьи и рабочей обстановки. Но мы не хотели полностью «под копирку» перенести факты в пространство, для нас было важно создать атмосферу, настроение той эпохи и того — реального — дома Фрейда и отразить особенности его личности. Так, фотографии в кабинете специально развешаны не ровно, а с небольшим смещением в ту или иную сторону, но их постоянно поправляет кто-то из посетителей, как детектив из сериала «Монк», который постоянно все подправлял.

Реальность-то на самом деле иная, несмотря на антураж. Это не музей, а современное свободное пространство, в котором тебе, не связанном статусностью, интересно и легко.

Все нарисованные на станах вещи как будто недорисованы — получилась недосказанность, незаконченный образ, чтобы люди додумывали и сами могли дофантазировать.


Д.Журнал: Подходы и методы работы западных дизайнеров, наверняка, отразились на проекте «Freud House»?

Братья Юдины: Из таких примеров можем сразу вспомнить приём рисования маркером на стене британской художницы Шарлотты Манн. Идея нарисованных предметов на стенах сделала интерьер более интересным и выразительным. Игра объемов и плоскостей дала возможность выразить свободный, новый стиль и идею постоянного развития этого пространства.

Вешалка в прихожей, велосипед, портрет Фройда на втором этаже, лампа, шикарные «деревянные» панели в кабинете (а они действительно должны были быть выполнены из дерева) — все это родилось в умелых руках художника Максима Рыбалко и теперь живет своей собственной полноценной жизнью в доме «немного другого» Фрейда.

Хотелось бы развить эту идею дальше — например, чтобы посетители сами дорисовывали бы интерьер. Почему бы и нет? Может получиться интересно.

Д.Журнал: Список реализованных вами проектов довольно большой. Чем больше всего запомнилась работа над Домом Фрейда? Каким дополнительным опытом обогатились?

Братья Юдины: Это новый интересный проект — арт-объект. Интерес был в том, что мы до конца не знали, что в итоге получится. Всё придумывалось на ходу. Наверное, это дополнительный опыт — дизайн-импровизация.

Страница на Facebook
Сайт Freud House
«Братия дизайна Козырный Дизайн»

Адрес: Киев, ул. Константиновская, 21
Время работы: с 9:00 до 23:00 ежедневно

Текст: Анастасия Ткаченко, специально для Д.Журнала