Велосипед: история создания и эволюция

Шкаф для прихожей

В последнее время одним из ключевых трендов является тема экологичности, которую еще несколько лет назад предвещала Ли Эделькорт (Li Edelkort). Велосипедное движение, которое сюда непосредственно относиться, набирает обороты: все больше людей начинает крутить педали, меняя свои четыре колеса со всеми удобствами на два, способных обеспечить здоровье организму и избежать еще большего изобилия выхлопных газов, пробок и бесполезно потраченного времени.

Хотя большинство из нас воспринимают велосипед как что-то привычное и, казалось бы, существовавшее всегда, все же невольно возникает вопрос: с чего все начиналось? Кто был идеологом этого гениального механизма? Какой была отправная точка в эволюции этой двухколесной конструкции?

Свою историю велосипед начинает с изобретения колеса. Зубчатое колесо начали использовать в изготовлении самоходных колесниц еще в древнем Риме. Дабы не утомлять читателя длинным историческим нарративом, остановимся на наиболее важных моментах создания велосипеда.

Существует немало теорий, припиcывающих создание велосипеда разным людям. Наиболее правдоподобной является версия, утверждающая, что первым, кто приблизился к идее создания велосипеда, был Леонардо да Винчи. Именно ему принадлежит эскиз экипажа, очень похожего на современный велосипед: два одинаковых колеса, руль, седло и педали.

Возможный макет Леонардо да Винчи

Пройдемся по самым важным и значимым годам в истории создания этого популярного транспортного средства:

1685 — Стефан Фарфлер построил трехколесный экипаж, где для передачи усилий рук на колесо были использованы шестеренки по типу часового механизма.
1751 — Катерный мастер М. Касслер создал самокат из дерева. Движение осуществлялось с помощью отталкивания ногами от земли.

1791 — Граф де Сиврак построил из дерева двухколесную машину, которую назвал «селярифер». Передвигаться на ней можно было сидя верхом и отталкиваясь ногами от земли.

1800 — Год создания велосипеда Е. Артамоновым. Его изобретение состояло из рамы, переднего колеса с педалями, а для устойчивости сзади крепилось также маленькое колесо. По легенде, на этом велосипеде в 1801 г. Артамонов совершил путешествие из Нижнего Тагила в Петербург и Москву, но проведенный недавно анализ хранящегося в музее велосипеда датирует его более поздним сроком (хотя, может быть, это и не тот исторический велосипед).

1817 — Немецкий барон Карл фон Драйз запатентовал механизм на двух колесах, который стали называть «дрезиной», а позже «хобби-хорз». Именно он считается первым подтвержденным упоминанием о велосипеде.


Машина для ходьбы, «дрезина» барона Карла фон Дреза

1819 — Д. Джонсон получает патент на «дрезины» и начинает их производство.

1830 — Шотландец Томас МакКолл создает свой двухколесный велосипед.

1839 — Шотландский кузнец МакМиллан добавляет к «дрезине» седло и педали.

1861 — Пьер Мишо вводит в употребление слово «велосипед».

Велосипед Мишо

1868 — Парижская фирма «Мейер и Ко» начинает выпускать велосипеды с цепным приводом на заднее колесо.

1869 — В парке Сен-Клу (Париж) устраивается первая велосипедная гонка.

1870-е — Создание большеколесного велосипеда, который породил большое количество травм.

1872 — В Британии собран первый экземпляр с большим передним колесом «Ариэль». Скорость передвижения на этом велосипеде достигала 20-25 км/ч.

Велосипед МакМиллана

1874 — Первый «Чемпионат мира» по велоспорту (трек) в Англии.

1882 — В Петербурге было создано русское велосипедное общество.

1885 — Дж. К. Старли изобретает «безопасный велосипед» с одинаковыми по размеру колесами, конструкция которого стала прообразом для всех современных велосипедов.

«Скиталец» (Rover) Дж. Старли

1887 — Американец Томас Стивенс осуществляет первое кругосветное путешествие на велосипеде. Проехал 13500 миль, пробыв в пути более трех лет.

1895 — В России налажен выпуск отечественных велосипедов. Велосипед не стал истинно «народным» по причине своей стоимости (около 200 рублей, что было на то время довольно большой суммой). К тому же, на рубеже веков появились новые средства передвижения — автомобиль и аэроплан.

Большеколесный велосипед

1898 — Во Франции изобрели «трещетку» — механизм свободного хода. Она давала возможность не вращать педали при движении велосипеда по инерции.

1891 — Первый «Всероссийский чемпионат».

1906 — Де Вивье предложил цепной переключатель передач.

1911 — 1913 — Кругосветное путешествие на велосипеде О. Панкратова, за что он был награжден бриллиантовой звездой.

1958 — Впервые в чемпионате по велоспорту участвуют женщины.

1960-е — Изобретение гоночного велосипеда в США.

1974 — 1981 — Работа над созданием горного велосипеда.

1991 — Художник В. Кетов начал свой грандиозный проект — объезд всех континентов по периметру.

1995 — Установление рекорда скорости на велосипеде Фредом Ромпельбергом из Нидерландов (при движении за автомобилем) — 268,831 км/ч.

1996 — Кросс-кантри становится олимпийским видом спорта.

На сегодняшний день на рынке велопродукции существует огромное количество предложений от самых разных производителей этого популярного транспортного средства, как в сегменте лидеров рынка и законодателей велосипедной моды, так и «новичков», которые выпускают качественные модели среднего класса за умеренную цену. Из самых известных и узнаваемых марок можно назвать Specialized Bicycles, Gary Fisher, Jamis, Merida, Kona, Scott, GT, Giant, Haro, Stels, а также Mongoose, Iron Horse, Kelly’s, Trek, Author, российские бренды Аtom, Stark, Forward и другие.

Это не конец истории создания велосипеда, а только ее часть, так как сегодня «все только начинается/продолжается». Дизайнеры не перестают создавать и совершенствовать механизм велосипеда, наполняя его новыми технологиями и креативными решениями. С идеей завтрашнего дня «велосипед будущего» работают уже сегодня.

Концепт велосипеда «Re:Cycle»
Шейн Крозье (Shane Crozier) — «Re:Cycle» (концепт)

Кто-то вдохновляется идеями архитекторов прошлого, как, например, датский дизайнер Микаэль Уббесен Якобсен (Michael Ubbesen Jakobsen), создавший велосипед, спроектированный в стиле баухаус. Напомним, что это направление в архитектуре возникло в 20-х годах ХХ столетия на основе разработок Высшей школы строительства и художественного конструирования (Германия, 1919 — 1933).

Баувелик

Микаэль Уббесен Якобсен (Michael Ubbesen Jakobsen) — Велосипед BauBike, спроектированный в стиле баухаус

В основе велосипедной конструкции из металла и кожи заложены формы квадрата и равностороннего треугольника. Все трубы рамы BauBike соединены друг с другом под углом 60° или 90°, а его пропорции соответствуют принципам золотого сечения.

В университете Coburg (Германия) дизайнер Грегор Даут и профессор Герхард Кампе провели исследование, результаты которого дали возможность создать «концепцию городского велосипеда будущего». Концепция заключается в недорогом, спортивном, легком и компактном средстве передвижения, чтобы люди могли легко добраться на работу, домой, а также снизить риск кражи. Кроме этого, велосипед будущего предлагает возможность использовать общественные транспортные средства и преодолевать большие дистанции.

Деревянный велосипед

Концепт спортивного велосипеда, разработанный мебельной компанией Thonet совместно с английским дизайнером Энди Мартином (Andy Martin)

Исходя из этих требований, CUBE создал городской велосипед будущего — Urbаn Concept Bike — с собственным революционным дизайном, который выходит далеко за грани общепринятой конструкции. Urbаn Concept Bike — это складная рама с композитного материала, 28 шин для использования на территории города, рама-трансформер.

Велосипед довольно просто складывается и его легко поместить в небольшую сумку. И это только один из множества примеров велосипеда (активной разработкой занимаются также EBIQ и Joey Ruiter Studiо), который совсем скоро будет мелькать на улицах городов.

С самых первых шагов в создании велосипеда от Леонардо да Винчи до барона Карла де Дреза и отца велосипедной промышленности Джеймса Старли было проделано многое для того, чтобы создать «идеальное» по всем параметрам, практичное в использовании транспортное средство. Появились горные, трехколесные, грузовые, дорожные, складные и экстрим-велосипеды, но принципиальное решение осталось прежним.

велосипед

Bleijh — Sandwich Bike

Все это может подтвердить экспозиция выставки «Dutch Design Bicycle», открывшаяся в Киеве под лозунгом «Велосипед объединяет мир!» Ее целью стало представление велосипеда как арт- и дизайн-объекта, транспортного средства, образа жизни, одного из способов времяпрепровождения и особого социального феномена.

Выставочные экспонаты разработаны и созданы дизайнерами голландской студии «YKSI», которые предложили свое арт-видение велосипеда в различных образах и трансформациях: грузовой велосипед, электрический велосипед, деревянный, медный и др.

Помимо велосипедов выставка включает предметы эко-фешн, изготовленные по методу ап-ресайклинга из всевозможных частей велотранспорта — стулья, бижутерия, сумки, цветочный ковер из шин, проект «Эволюция Муравьев» и (внимание!) чехол для Iphone. Всего на выставке представлено одиннадцать разных велосипедов и более двадцати других предметов дизайна.

Выставка продлится до 10 декабря 2012 г.
Место проведения: ТЦ «Домосфера»
Адрес: Киев, Столичное шоссе, 101
Время работы: с 10.00 до 22.00
Вход свободный

Чтобы прочувствовать становление велосипеда как части культуры, советуем к просмотру фильмы следующие фильмы:
Пекинский велосипед
Жизненный цикл
Парень с велосипедом

Текст: Анастасия Ткаченко, специально для Д.Журнала.

При написании статьи использованы следующие материалы:
Современный велосипед (под редакцией И. Гуревича, А. Вишневского, Ю. Разина). — Спб: «Игра света», 2009. — 300 с.
Велосипед будущего
История велосипеда

В качестве иллюстраций взяты собственные фотографии Д.Журнала, а также материалы с сайтов Lifeglobe, Сube, Wikimedia и фотоблога Д.Журнала

Читайте также:

Кеды, книги, велосипед

Lime Studio. До встречи под велосипедом

Микаэль Уббесен Якобсен (Michael Ubbesen Jakobsen). БауВелик

Autum «The Epitah»

Autum — The Epitah (лимитированная серия велосипедов)

Autum «The Epitah»