Оскар Нимейер (Oscar Niemeyer). Культурный Центр великого бразильца

«Я архитектор и всю жизнь занимаюсь проектированием зданий. Я и дальше так буду делать, буду проектировать дома», —говорит Оскар Нимейер (1907 г. р.), один из основателей современной школы бразильской архитектуры, пионер и экспериментатор в области железобетонной архитектуры, виднейший латиноамериканский архитектор XX века. И вот так снова на белом листе бумаги начали появляться быстрые наброски, которые стали отправной точкой для нового проекта 103-летнего архитектора, проекта культурного центра Нимейера.

Центр Нимейера — это открытая дверь в культурную жизнь, легкий доступ к новинкам музыки, театра, кино, всевозможным выставкам, мастерклассам и так далее. Это и является главным фокусом для разнообразной культурной программы центра, в которой общим знаменателем являются мастерство и совершенство.

Эти первые эскизы, нарисованные тонким черным маркером, задают тон амбициозному, как Нимейер сам выразился, «самому важному европейскому проекту». Проект культурного центра является особенным для бразильского архитектора, ведь пока это его единственный проект в Испании.

Среди остальных задач центра Нимейера, который открылся в городке Авилес на севере Испании, значатся привлечение не только опытных творцов, но и продюссирование юных талантов. Возможно, центр станет хорошим стартом для студентов и открытой дверью в их взрослую жизнь. Во время празднований Первого всемирного форума культурных центров в Авиле, Нимейеровский центр работал в связке с самыми престижными культурными центрами во всем мире, такими как Карнеги Холл, Олд Вик Театр и Каннский фестиваль и др.

Для того, чтобы справится со всеми задачами, поставленными перед центом, его территория была разбита на пять зон, которые можно расположить в таком порядке:
— аудитория, вмещающая до 1000 слушателей,
— выставочная зона площадью около 4000 кв метров,
— точка обзора над городом и устьем реки,
— «мульти-сектор», в котором находится кинозал, репетиционные и конференцзалы,
— открытая площадь, где будут происходить культурные и развлекательные мероприятия задумана как связующее звено между городом и Центром.

Как и большинство его работ, включая начатую в 1957 году по генеральному плану Лусио Косты застройку новой столицы Бразилиа, проект Центра характеризуется функциональной и конструктивной обоснованностью. Здесь нет эпатажа ради «интересности», архитектуру здания отличает целостность, контрастное сопоставление объёмов, динамичность, пластичность и теплота.

Сайт Оскара Нимейера

Фото: Iñigo Bujedo Aguirre

Текст: Ирина Лузина, специально для Д.Журнала