Паола Навоне (Paola Navone). Свобода быть первой

Паола Навоне, стоявшая у истоков радикального дизайна в семидесятых, продолжает удивлять и восхищать. В поисках источников вдохновения она ежегодно объезжает несколько разных стран, радуя поклонников своего творчества свежими идеями и новыми коллекциями.

Выполненные Паолой работы достаточно сложно классифицировать или определить их принадлежность к какому-либо конкретному стилю. Разработанные для Casamilano или Capellini вещи отличаются такой простотой и лаконичностью, что могут быть отнесены к минимализму, однако они излучают столько тепла и уюта, что выходят за пределы данного направления.

Такие же ощущения возникают и при знакомстве с ее коллекцией мебели для Gervasoni, в которой проступают определенные черты этностиля. В некоторых вещах, которые Паола разработала в восьмидесятые годы, прослеживаются определенные азиатские или африканские мотивы, однако всё это — лишь на уровне ощущений, никаких элементов аутентичных орнаментов, а тем более подделки под экзотику в ее работах нет.

«Я против, когда вещь разрабатывается и делается как музейный экспонат. Я в не меньшей степени сопротивляюсь, когда дизайнер пытается в своей вещи выразить самого себя, Я полагаю, что это полная противоположность творческому процессу. Если творец что-то придумывает и в своём произведении реализует самого себя, то в этом случае его очень легко узнать. Меня, например, узнать в моих вещах проблематично»

Значительную часть времени дизайнер провела в путешествиях по Юго-Восточной Азии, подчерпнув там многое для своих коллекций. Однако точно определить, что именно и как было воплощено в конкретных реализованных проектах, не сможет и сама Паола Навоне. Ее проекты создаются сразу целыми «семействами», дизайнер не стремится к созданию единичных вещей. В проектах одинаково легко использует как современные синтетические материалы, так и натуральные традиционные, как современную технологию, так и традиционную ремесленную технику итальянских мастеров.

Для Паолы не существует одного единственного стиля, она не следует модным идеям, не стремится выразить свою индивидуальность. Может, именно поэтому каждая новая ее работа непохожа на предыдущую.

Родилась Паола Навоне в 1950 году в Турине. В 1973 году закончила архитектурный факультет Политехнического университета (Politecnico di Torino), после чего переехала жить в Милан. Там она работала арт-директором CentroKappa, занимаясь разработкой и продвижением выставок, торговых марок, фирменных магазинов. В конце семидесятых годов она познакомилась с Abet, ламинаты которого вызвали в Паоле интерес к работе с твердыми поверхностями и их отделке.

В это же время (середина 70-х) она начала работать в Alchimia вместе с Этторе Соттсассом, Алессандро Мендини и основателем творческой группы — Андреа Бранци. Студия была организована как галерея экспериментальных работ, не предназначенных для промышленного производства. На тот момент времени это было одно из наиболее прогрессивных товариществ дизайнеров в Италии, что на долгое время определило творческую позицию Паолы Навоне.

Тогда же серию мебели дизайнеру заказал Knoll International. В начале восьмидесятых годов Паола разрабатывала изделия для Alessi, принимала участие в исследованиях на предмет инноваций Guido Jannon, читала лекции на архитектурном факультете в Реджо Калабрия и Флоренции, в Модене, а также сотрудничала с Societa Immagine Industriale в области эфолюции продукта в мебельной, керамической и текстильной промышленности. Совместно с Daniel Rozensztroch участвовала в проекте, называвшемся «Escape Center», а также занималась «эволюцией знака» в области электроники вместе с Franco Raggi и Guido Jannon.

Во второй половине восьмидесятых годов Паола стала консультантом UNIDO (департамента промышленного развития ООН) и Международного банка, занимающегося продвижением продуктов на рынке Юго-Восточной Азии. В рамках проекта Etnicometropolitano Навоне консультировала фирмы и правительственные агентства, помогая создавать и развивать имидж компаний для продвижения их продукции на собственном и западном рынках. Этот период подарил дизайнеру бесценный опыт в исследовании различных экзотических материалов, который она воплотила уже в первой коллекции того времени под названием «Дежа-вю».

Мебель из ротанга, кованого металла, проволоки, белёные поверхности и уютные клетчатые кресла — в то время это было необычно, странно, даже вызывающе. Паола Навоне была одной из первых в «серьёзном» итальянском дизайне, кто стал использовать простые незамысловатые формы и природные материалы стран Азии, задолго до широкого признания понятия этностиля.

«Итальянский дизайн в 80-е годы был очень правильным и строгим. В двух словах его можно описать как «диван из чёрной кожи, со структурой из стали». У меня тогда возникла идея разрабатывать мебельный дизайн с таким подходом, который обычно используется в дизайне одежды, а именно: каждый год создавать целую коллекцию, а не только один диван и одно кресло. И моя мысль заключалась в том, чтобы ежегодно кардинально менять стиль коллекции»

В начале девяностых годов Паолу Навоне пригласили стать главным дизайнером компании Gervasoni, где она и работает по сей день. Уже в самой первой коллекции, получившей название Mondo («Мир»), дизайнер открыла перед Gervasoni новые горизонты развития и в течение короткого времени превратила компанию, работавшую по традиции, в лабораторию для реализации неожиданных дизайнерских идей.

В Gervasoni Навоне привлекло то, что на фабрике в течение ста лет не менялась технология производства из натурального сырья, а это дало ей возможность экспериментировать над сочетанием самых неожиданных материалов: стали и оленьей кожи, кожи и водорослей, алюминия и пластикового шнура, бамбука и ротанга и пр. На счёт Паолы Навоне зачисляют и изобретение особого плетения — имитации крупной вязки, которая стала сегодня особо популярной.

«В первую очередь я стремлюсь выдерживать концепцию. Форму можно менять в процессе сотрудничества с фабрикой, но концепцию — ни в коем случае»

До конца девяностых готов ее клиентами стали Driade, для которого она разрабатывала проекты выставок и магазинов, Orizzonti, для которого была разработана коллекция Оttо, Arcade, получивший модели кроватей Andaman, Cicladi, Ebridi, Oltrefrontiera с целой коллекцией этнической мебели, Casamilano, для которого разрабатывались мебель и аксессуары. Также Навоне был спроектирован ювелирный бутик Piero Milano.

С начала XXI века к числу ее работ добавились разработанные для Antonangeli светильники, предметы из камня и фарфора, кухня Eiffel для Dada, Molteni (кресла, диваны, кровати), Natuzzi, коллекция «Ping Pong» для Roche Bobois, подсвечник «Morgana» для Swarovski…

В 2010 году Паола Навоне представила миру свою новую коллекцию, лейтмотивом которой стал белый цвет. Паола считает, что белый — это цвет уюта, комфорта и творчества, который должен присутствовать в доме. Предметы Inout выполнены из алюминиевых каркасов в сочетании с пластиковыми спинками и сиденьями стульев. Обеденный стол, столешница которого выполнена из неровных и нарочито неодинаковых деревянных досок, представляет собой яркую модель этой коллекции.

Традиционная плетеная филиппинская мебель вдохновила Паолу на разработку серии Sweet. Предметы этой коллекции выполнены из белоснежного пластика, которому придан вид плетения, и дополнены подушками и обивками цвета моря. В серию также включены стол на каркасе из массива американского ореха и стул к нему.

Целый ряд предметов был создан для компании Casamilano. Чёрно-белая коллекция в духе чувственного минимализма разработана Навоне под впечатлением от творчества Иссе Мияке. Также среди работ для Casamilano обращают на себя внимание зеркала, выполненные в виде кресла или стопки книг. Стулья, диваны, кресла отличают плавные линии, а корпусная мебель, наоборот, имеет строгие четкие контуры. Впервые создала Паола коллекцию для голландского бренда Linteloo. Сиденья — гиганты нестандартной конструкции имеют уложенные в два слоя подушки, что позволяет сделать его выше или ниже, убрав одну или обе подушки.

Кроме перечисленных компаний, Навоне в разное время работала и продолжает сотрудничество с такими известными компаниями, как Armani Casa, Piazza Sempione, Arcade, Oltrefrontiera, Antonangeli, Baxter и др., зачастую выступая в одном лице архитектором, дизайнером, декоратором, консультантом, арт-директором и критиком.

Автор: Анжелика Кузьмина, специально для Д.Журнала

В статье использованы цитаты Паолы Навоне, записанные во время её мастер-классов в Международной школе дизайна (Москва, 2002 г.)

Читайте также:

Ivy от Паолы Навоне (Paola Navone). В саду, на плюще