Карим Рашид (Karim Rashid): «Здесь и сейчас — это всё, что у нас есть»

Карим Рашид относится к ярким личностям, которых знают многие, — пусть даже некоторые из них не смогут сходу вспомнить названия его работ. Хотя, наверное, легче сказать, чего не делал Карим Рашид, чем перечислить все предметы, производимые под его брендом.

Столы и стулья, ванные и плитка, светильники и одежда, кастрюли, чашки, ложки и ноутбуки, игрушки и драгоценности, часы и ковры, бутылочки для жидкого мыла и флаконы духов — а также музыкальные инсталляции, интерьеры, архитектурные проекты… На сегодня творческий багаж Карима Рашида насчитывает около двух с половиной тысяч реализованных в производстве разработок. Когда нет тематических ограничений и преград, которые, зачастую, творческие люди возводят перед собой сами, когда есть неутомимое жажда деятельности, чёткая организация времени и внутреннее понимание направления развития, спектр деятельности расширяется.


Упаковка для жидкого мыла Method Dish

«Не ограничивай своих возможностей узкой специализацией — специализируйся в целом на жизни», — гласит одна из 50 заповедей, сформулированных дизайнером. Каждым шагом Карим Рашид демонстрирует интерес не только к проектированию или созданию отдельных предметов или пространств, но дизайну среды обитания в самом широком смысле слова. Ведь одним из возможных источников происхождения слова «design» является латинское «designatio» — назначение, устройство, распорядок.

Карим Рашид: «Самая старая вещь, которая есть в моей жизни, это стереосистема шведской фирмы Bang & Olufsen, купленная мной в 1976 году. Я стараюсь не жить с вещами, которые старше пяти лет. Видите ли, я сторонник философии, которая называется «складывать, вычитая». Если я что-то приношу в дом, я должен от чего-то подобного избавиться. Так я живу последние восемь лет. Так что если я покупаю пару носков, я выбрасываю пару носков. И если я покупаю кресло, я выбрасываю кресло».

Рашид родился в 1960 году в Каире (Египет). Наполовину египтянин (по отцу), наполовину англичанин, Карим рос в Англии и Канаде. В семье было трое детей, художественный вкус Кариму привил отец — художник и театральный декоратор, который любил брать сына на этюды. Промышленному дизайну Рашид обучался в Университете Карлтон (Carleton University) в Оттаве (Канада). Получив в 1982 степень бакалавра, продолжил учёбу в Неаполе (Италия), а за тем на год переехал в Милан, где стажировался в студии Родольфо Бонетто (Rodolfo Bonetto Studio).


Флакон Issey Miyake 2 IN 1

После стажировки вернулся в Канаду и семь лет проработал с «KAN Industrial Designers». С этого времени он начинает плотное сотрудничество с такими компаниями, как Sony, Citibank, Issey Miyake и др., шаг за шагом перемещаясь в теснй ряд самых успешных, модных и авторитетных дизайнеров современности.

«У меня есть одна кредитная карточка. Я все делаю в цифровом формате. У меня нет дисков. У меня нет книг. Когда-то у меня дома было 20 тысяч пластинок, потому что в семидесятые я был диджеем. Теперь вся моя музыка, как и все фильмы в моем доме, — в цифровом формате. У меня есть один винчестер на 300 гигабайт, и больше мне ничего не нужно».

В 1993 году открывает в Нью-Йорке свою студию дизайна. Acme Studio, Nambé, Method, Prada, Umbra, Alessi, Target, Alivar, Edra, Frighetto, Pure Design, Zerodisegno, Kartell, Mglass, Nambe, Mikasa, Covo, Foscarini, Penta, Artemide — вот далеко не полный перечень его клиентов. Рашид оформляет рестораны в Нью-Йорке и Токио, гостиницы в Лондоне, Афинах и Лос-Анджелесе, интерьеры бутиков, выставок и студии известнейших телеканалов. У дизайнера есть брат, архитектор Хани Рашид (Hani Rashid).


Ресторан «Morimoto», Филадельфия, 2001

Забыть о стиле, думать об удобстве. Осознать роскошь свободы вместо роскоши материального. В этом ключ к пониманию сути творчества и мировосприятия Карима Рашида. Беззаботность чистых и ярких цветов, гладкие глянцевые поверхности, простые и мягкие очертания… Несколько лет назад Карим Рашид исключил из своего гардероба черный цвет, теперь его фавориты — белый и розовый. Также и в творениях дизайнера редко можно встретить черный цвет.


Серия керамической плитки «R+evolution». Производитель: Refin (Италия), 2009

Он наполняет реальный физический мир отблесками наслаждения, которое человек получает в мире виртуальном. Новейшие технологии помогают сделать каждый предмет практичным, удобным, дешёвым. Карим Рашид находится в постоянном движении, устремившись на несколько шагов вперёд и как бы приподнявшись над ситуацией, что позволяет ему не цепляться за прошлое. Дизайнер уверен, что изменить мир в лучшую сторону можно лишь тогда, когда люди отказываются от ностальгии по прошлому — в любом проявлении. «Я хочу изменить мир» («I want to change the world»), — заявляет он миру с обложки своей первой книги-манифеста, вышедшей в 2001 году в издательстве Universe Publishing.

Рашид предпочитает современные материалы на синтетической основе традиционным натуральным. К примеру, кресло Sloop для компании Sputnik изготовлено из цельного листа метакрилата, демонстрирующего чудеса пластичности. Коллекция разноцветных кресел Blobulous выполнена из фибергласа, который характеризуется прочностью и легкостью: материал состоит из стекловолокнистого наполнителя, скрепленного синтетической смолой. А «телевизионную» ванну TV bathtub для Saturn с вмонтированным телевизором Карим Рашид создал из жидкой акриловой пластмассы (LAR — liquid acrylic resin). Этот материал ценится за свои антибактериальные качества, прочность и ровную глянцевую фактуру.


Светильник Triptik. Производитель: Minka

«Когда я впервые в жизни занимался дизайном ресторана, я все сделал только из дерева. Но выглядит этот ресторан так, как будто он из XXII века. Там все нормально, и дерево красиво. Я ничего против него не имею. Но мы должны избавиться от каких-то априорных мнений о материале. В пятидесятые годы французский философ Ролан Барт написал книгу, в которой говорил о том, что нам давно пора перестать считать дерево теплым, лед — холодным. Что нам нужно избавиться от стереотипов» .

Разработанная в начале 2000-ых коллекция техники Gorenje Karim Rashid являет собой минималистичный синтез функциональности, технологий, интерактивности и чистых линий. Вертикальная светодиодная подсветка дополнена роскошной графикой, элементы которой повторяются на варочных панелях. Лёгким прикосновением можно изменить цвет светодиодной подсветки духовки и холодильника, тем самым создавая определенную атмосферу, подходящую к ситуации и настроению.


Коллекция бытовой техники Gorenje Karim Rashid

Высоких наград удостаиваются как демократичные (корзина для мусора Garbo или стул Oh для Umbra), так и крупные проекты (интерьер ресторана Morimoto в Филадельфии, афинской гостиницы Semiramis или выставочные пространства для Deutsche Bank и Ауди). Среди клиентов Рашида ведущие актёры, музыканты, модельеры, политики. Его продукцией с удовольствием пользуются певец рок-группы R.E.M. Майкл Стайп, кино- и театральный актёр Кевин Спейси, исполнительная рэпа, певица и музыкальный продюсер Мисси Эллиотт, актриса Патрисия Аркетт, молодёжная поп-звезда, дочь всеми известной иконы хеви-металла Келли Осборн, культовый режиссёр Дэвид Линч, наравне с миллионами потребителей среднего класса. Ведь многие из предметов, разработанных студией Карима Рашида, стоят не тысячи и даже не сотни долларов, а продаются по вполне доступным, как для продукции от звезды мирового дизайна, ценам (например, стул за $50 или настольная лампа за $75).


Стул Oh. Производитель Umbra

«Мне кажется, что искусственное в последнее время становится естественным — то есть нам не следует больше разделять искусственные материалы и природные. Как не следует отделять технологическое от человеческого».

Свою деятельность в архитектурном направлении Карим Рашид называет «чувственным минимализмом». Интерьер предстаёт некой сферой на стыке реальности, заполненной предметами и явлениями с определёнными, давно изученными физическими свойствами, и миром виртуальным, всё больше и больше поглощающим человека. Предметы такого интерьера уже не могут быть простыми по сути и исполнению. Они представляют собой интеллектуальные, высокотехнологичные объекты, подобно устойчивым пластиковым шахматам или сенсорному табло, разработанному Рашидом для гостиничных номеров: на нём каждый из постояльцев может набрать любой текст по своему желанию.

А ещё Карим Рашид сравнивает дизайн с индустрией музыки. К музыке у дизайнера особое отношение: около десяти лет он сам работал как ди-джей любитель. Музыка для него постоянный спутник жизни, и его несколько айподов по 30GB до отказа забиты музыкой всех направлений и стилей.


Настольная лампа Doride. Производитель Artemide Doride, 2009

Работы Рашида выставлены во многих музеях мира: Museum of Modern Art в Нью-Йорке, Musee des Arts Decoratifs в Монреале, Tokyo Gas в Токио, Groningen Museum в Голландии и многих других музеях. Дизайнер является обладателем более трёхста премий и наград, в том числе Daimler Chrysler Design Award (1999 год), George Nelson Award (1999), the Silver IDEA Award (1999), Industrial Design Excellence Award (1998), золотая награда в номинации «мебель» от Industrial Designers Society of America (IDSA) (2001 год), «Лучший новый дизайн ресторана» от Esquire magazine (2003 год) и IDSA (Industrial Design Excellence Award, 2005 год) и многих других.

Он читает лекции, проводит презентации и мастер-классы по всему миру и охотно участвует в жюри международных дизайнерских конкурсов. К примеру, в 2008 году принял участие в определении победителей третьей Всеукраинской дизайн-акции «Репликанты. Новый век».


Лекция Карима Рашида в Киеве, 2008

Рашид преподавал промышленный дизайн в Университете искусств Филадельфии, обучал ремеслу дизайнера в институте Пратта, Школе дизайна Род-Айленда и Колледже искусств Онтарио, является обладателем почётного титула доктора Колледжа искусств и дизайна Конкоран (Corcoran College of Art + Design) в Вашингтоне. Всей своей деятельностью он показывает пример того, что сформулировал в ещё одной заповеди: «Опыт — самая важная составляющая жизни. Обмен идеями и человеческое общение — в этом суть существования».

Сайт Карима Рашида

В статье использованы цитаты из интервью с Каримом Рашидом на портале «Известия Наука» (30.09.05)


Лофт Карима Рашида, Нью-Йорк, 2001


Лофт Карима Рашида, Нью-Йорк, 2001


Лофт Карима Рашида, Нью-Йорк, 2001


Магазин «Bosco Pi», Москва, 2008


Магазин «Bosco Pi», Москва, 2008


Ресторан «Kurve», Нью-Йорк, 2008


Ресторан «Kurve», Нью-Йорк, 2008


Ресторан «Kurve», Нью-Йорк, 2008


Акустические панели Soundwave®Flo. Производство Offecct (Швеция), 2006


Акустические панели Soundwave®Flo. Производство Offecct (Швеция), 2006


Стол Kink. Производство Zeritalia


Worganic. Производство: Ferrachi Casa (Италия)


Диван Kouch и кресло Ouch. Производство: Casamania (Италия), 2009


Светильник Blob. Производитель: Foscarini


Табурет Koncord. Производитель: Slide, 2009

Материалы статьи разрешается использовать в соответствии с лицензиями GNU FDL и CC-BY-SA.

Читайте о работах Карима Рашида в Д.Журнале:

Плитка R+evolution

Карим Рашид (Karim Rashid). Мягкой посадки на «Конкорд»!

Ракушка для Асуса

Двойная лунка (об акриловой ванне Saturn Bath)

Разноцветные кристаллы Scavolini