Инна Педан (Inna Pedan). Поэтика формы

Инна Педан — Объект для умывания и плескания «Дождь придёт вовремя», 2007. Материал: фанера
Мы познакомились с Инной Педан во время фестиваля предметного дизайна «Водопарад-2009», на котором её концепт умывальника «Молоко и мёд» получил первую премию. Интервью с Инной продолжит Д.Журнальный обзор, посвящённый творчеству украинских промышленных дизайнеров.

— Твои работы, помимо функциональной нагрузки, обладают замечательной и редкой способностью: затрагивать глубокие чувства, сопереживать, восхищаться переданными в них настроениями и состояниями. У тебя никогда не было сомнений в выборе творческого и профессионального пути? Не хотелось пойти учиться на художника или скульптора? Ведь считается, что искусство предоставляет более широкое поле для такого самовыражения.

— Сомнений нет, я люблю свою работу. Делаю, что нравится, если это еще приносит кому-то «ощущение прекрасного», я счастлива вдвойне. Жестких задач себе не ставлю, нахожусь на грани искусства и дизайна и считаю себя художником, так как не создаю функциональных удобных вещей, мне интересно создавать объекты, наполненные внутренним содержанием. Идея для меня стоит на первом месте, а из чего она будет создана, в чём воплотится — это уже следующий вопрос.

— Нравилось ли тебе учиться в ХГАДИ? Напиши о наиболее запомнившихся моментах обучения (какой-то предмет, мероприятие, выставка или лекции каких-то отдельных преподавателей и т.д.)? Что хотелось бы дополнить образовательный процесс?

— В Академии жизнь другая, чем за ее пределами, атмосферу определяют люди, которые там работают и учатся. Творческая среда важна для меня. Чаще всего нахожусь в мастерской своего Учителя Игоря Владимировича Остапенко (студия «№403»), там пространство по-особому «заряжено» и приятно работать. Здесь мы делимся опытом, «радостями и печалями» и помогаем друг другу. Конечно, заниматься проектированием нравится больше всего, постоянно что-то пытаюсь изменить, нахожусь «в процессе», а результат происходит сам собой.

У И. Остапенко интересна методика обучения, она заключается в концепции, что все происходит из точки: многоточие переходит в линию, несколько линий демонстрируют плоскость, «покачиваясь», эти линии переходят в рельеф. Плоскость превращается в объем, потом изменяется в пространство и трансформируется в 4-ое измерение. Например, катушка ниток, сечение ниточки — это точка, ее длина — это линия, нить, закручиваясь по катушке, демонстрируют плоскость переходящую в объем и т. д.

Образовательный процесс необходимо понемногу дополнять, тем самым изменить. Ставить другие задачи, более актуальные для социума, где нужны специалисты с нестандартным мышлением, специалисты которые, несут ответственность за свои действия. Недостаточно создавать красивые вещи, необходимо проектировать ситуации.

Справка Д.Журнала: «Инна Педан родилась 3 марта 1979 года в Запорожье (Украина). Учится в Харьковской государственной академии дизайна и искусств (ХГАДИ), в 2004 году получила степень магистра по специальности «промышленный дизайн» (мастерская И.Остапенко), сейчас является аспиранткой ХГАДИ. Член Союза дизайнеров Украины с 2005 года. Участница всеукраинских и международных выставок, конкурсов».

— Что вдохновляет на творчество?

— Желание. Мечта. Взгляд, голос интересного человека. Капелька. Веточка. Бабочка. Запах костра или раннего утра. Вдохновляет черный цвет не меньше белого. Возникает тепло внутри, которым хочется поделиться.

— Какой из материалов для тебя самый любимый? Почему?

— Люблю дерево, фанеру и все натуральное. Я думаю, что также им нравлюсь. Когда я их выбираю, они тоже на меня смотрят.

— Можно ли говорить о понятии «женского дизайна»? Что привносят в дизайн женщины?

— Да, я бы сказала «магическое проектирование» женщин. У женщин развита интуиция, и они могут быстрее выбрать путь, направление, выход из сложной ситуации неосознанно, чувствами. Объекты женщин теплее, эмоциональнее, чувственнее.

— Каких дизайнеров (архитекторов) ты бы отнесла к своим творческим ориентирам? Кто восхищает?

— Аналогами не пользуюсь, черпаю изнутри себя. Принцип моего творчества — не изменять себе. Не стремлюсь быть на кого-то похожей, сложнее быть собой. Иду тернистым путем. Восхищают не только дизайнеры и архитекторы. Люблю полотна А. Модильяни, в них сконцентрированная страсть в простоте. Пастельные работы Э. Дега прекрасны исполнением и цветовой гаммой. Нравится экспрессивный А. Тулуз-Лотрек.

— Что для тебя «хороший дизайнер»? Чем должен обладать или что должен сделать дизайнер, чтобы ты его так назвала?

— Человек с образным и конструктивным мышлением, который может найти красивое функциональное решение между своими способностями и производством — это хороший дизайнер. Каждый человек «художник-конструктор» своей судьбы.

— Инна, над чем бы интересно было поработать в ближайшее время?

— Хотелось бы заняться живописью, писать маслом на больших полотнах. Нравиться мешать краски и наносить их на холст.

Объект для умывания «Наедине с собой», 2004. Материал: дерево (дуб), керамика.
Уединение позволяет человеку заглянуть в сокровенность существования и ощутить себя частью Вселенной. Объект функционален и медиативен одновременно.

Многофункциональный объект «Слиться с солнцем» (колыбель, ванночка для ребенка, ваза для фруктов в саду), 2005. Материал: дерево (липа), манильский канат

Ванночка для младенца представляется средоточием всех стихий в своем взаимодействии. Привязанная в саду к ветвям уходящим в небо, с концами веревок, ниспадающими на землю, покачиваемая дуновением воздуха, готовая принять поток воды под лучами солнечного огня, она символизирует процесс формирования плода, — ту комбинацию сил природы, ту золотую середину, которая найдена через осознание круговорота энергии во Вселенной. А жизненным соком плод наполяет солнечный ангел (гений). Дискретное понимание объектов и их функций сменяется целостным восприятием мира: объект становится и колыбелью для ребенка, и вазой для фруктов в саду.

Арт-объект «Воспоминания о будущем», 2006. Материал: бамбуковая нить, стекло

Прошлое — не что иное, как часть бесконечного и неизвестного целого, включающего также настоящее и будущее.

Многофункциональный объект «Для тебя» (ваза для персика, панно, ширма), 2008. Материал: фанера (1 мм).

В описании концепций работ Инны часто присутствуют поэтические строчки. Например, об этом объекте «Для тебя» Инна написала следующее:

…Круги на воде,
капли дождя…
движутся навстречу друг другу,
создавая новую жизнь.

Свет стула, тень стола (стул и стол), 2009. Материал: дерево (дуб), фанера.

Умывальник «Молоко и мёд», 2009.
«Земля течет молоком и медом». Прежде чем создавать новое, не лучше ли попытаться усовершенствовать старое? Гармония природы и культуры воплотились в метафоре, которая становится отражением иной реальности. Реальности, где Вода «светится» чистотой и здоровьем.

Светильник «Ловушка для аиста», 2008. Материал: фанера (1 мм).

Манекен для ювелирных украшений «Мира красота», 2009. Материал: фанера, оргстекло.




Фото: А.Авдеенко (в рамках фестиваля предметного дизайна «Водопарад»), Д.Лысенко («Стол и стул», «Мира красота»), С.Солонский («Ловушка для аиста», в рамках всеукраинского конкурса дизайна светильников «Світло»).
Фотографии предоставлены Инной Педан.

Читайте также:
Игорь Остапенко (Igor Ostapenko). Необычный облик привычных вещей