Bakoko. Из первых уст

Двигаясь навстречу пожеланиям читателей Д.Журнала, у которых особый интерес вызвала статья о дизайнерском преобразовании небольшой стандартной квартиры в Мацудо, мы решили задать пару вопросов её разработчикам. Алистер Таунсенд (Alastair Townsend) и Кайоко Оцуки (Kayoko Ohtsuki) основали студию дизайна Bakoko в 2009 году.

«Мы познакомились в Лондоне, в архитектурной школе лондонской Архитектурной Ассоциации (London’s Architectural Association School of Architecture), сокращённо именуемой АА, — рассказывает Алистер. — Я начинал профессиональную карьеру в компании Grimshaw Architects, в отделе 3D-моделирования, и вынес оттуда сильнейшее стремление к применению в работе над проектами высокоэффективных устройств и материалов».

Круг же профессиональных интересов Кайоки лежит в сфере интерьерного дизайна. Она была разработчиком ряда бутиков, отелей и ресторанов, а совсем недавно ей довелось сотрудничать с крупнейшим лондонским ресторатором и самым видным популяризатором ориентальной кухни в английской столице Аланом Яу (Alan Yau).

Выполнив несколько совместных проектов в Лондоне, Алистер и Кайоки перебираются в Японию — страну, которая, по словам молодых людей, даёт возможность в полной мере проявить свой творческий потенциал, без того множества ограничений, с которыми им приходилось сталкиваться, работая в рамках планировочной системы Великобритании. «Япония постоянно строится, поэтому новые идеи прямо таки витают в воздухе, особенно в кругах молодых талантов», — объясняет свой выбор Алистер. Также архитектор подчеркнул, что, благодаря серьёзной подготовке в традициях британской школы хай-тека, им оказываются по зубам серьёзные конструктивные и технические задачи, требующие как определённой базы знаний, так и инновационных способов решения.

«Мы ищем проекты, которым посредством дизайна можем добавить действительную ценность. Нас не интересует дизайн ради дизайна. А для этого полёт творческой мысли должен объединяться с правильным предпринимательским мышлением. Будь то работа над рестораном, магазином или другими, более креативными коммерческими объектами, — мы всегда в находимся в поиске прогрессивных компаний, с которыми можем разделить творческое сотрудничество».

В ответ на вопрос, какой из своих проектов архитекторы считают самым интересным, Алистер и Киоко, почти не задумываясь, назвали «Убежище от дождя» («Shi Shi O Doshi»). Его идея проста и поэтична. Когда идёт дождь, вода стекает в специальный резервуар на крыше этого строения. Навес, до определённого момента сохраняющий равновесие, под массой постепенно заполняющей его воды откидывается назад, выпуская содержимое в небольшой бассейн. Это сопровождается громким звуком гонга.

В основе лежит принцип традиционного японского устройства шиши-одоши (или «оленье пугало»), которое изначально использовалось для отпугивания оленей и диких кабанов, уничтожавших полезные насаждения, а теперь применяется как декоративный элемент сада. Размеренное движение частей фонтана, который, как правило, устанавливают на краю водоёмов, задаёт внутренний ритм всей неподвижной обстановке сада, символизируя мерное течение времени. Bakoko используют принцип этого традиционного элемента, переосмысливая его и применяя к реалиям современной жизни.

Конечно же, у Д.Журнала не мог не возникнуть вопрос об отношении этих интересных, многообещающих архитекторов к современной японской архитектуре. «Если нужно было бы охарактеризовать японскую архитектуру одним словом, я бы выбрала определение «белая», — говорит Кайоко. — Выдержанность вещей в чистоте и простоте – вот суть японского дизайна. Японцы очень сдержанные люди, которые не любят броскости и потребление на показ. Поэтому хороший дизайн характеризуется спокойной, даже преувеличенной простотой, а на первое место всегда выдвигается качество. Это распространяется на натуральные материалы и ремесленное мастерство, которых по своей природе не может быть много и которые, к сожалению, встречаются всё реже и реже».

А вот так Алистер Таунсенд высказался по поводу жилищных предпочтений современных японцев: «Японцам нравятся новые, чистые, белые интерьеры. Однако они имеют тенденцию становиться «барахольщиками», накапливая множество вещей. Таким образом, им приходится быть и «экспертами» в разработке новых экономящих место решений для того, чтобы где-то складировать все свои пожитки, сохраняя жизненное пространство минималистично строгим и чистым. Пример одного из таких традиционных, сохраняющих свободное место решений — ежедневное скручивание в рулон после сна хлопчатобумажного матраца для того, чтобы спрятать его в буфет. Посмотрите, например, на японскую компанию Muji: они воплощают национальные пристрастия к простому дизайну, естественным отделкам и исчерпывающему диапазону систем хранения».

Сайт Bakoko
Читайте также:
Bakoko (Япония). Яркий редизайн микроквартиры в Мацудо