«Водный фасад» города


История древних городов почти всегда связана с освоением территории возле воды, будь то река, озеро, море или океан. И это естественно, поскольку именно от воды зависело развитие экономики и торговли городов, их бесперебойное водоснабжение и качественная система канализации. Кроме того, прибрежная зона или, так называемый, «водный фасад» играет важную роль в архитектурно-градостроительном облике того или иного города.

Статья предоставлена журналом «Architecture & Design»
Автор: Наталья Захарова, Александра Шемчук

Прибрежные зоны благодаря своим богатым ресурсам исторически являются одними из наиболее эксплуатируемых и инвестиционно привлекательных территорий. Отечественный и зарубежный опыт функционирования городов «у воды» позволяет выделить два типа организации пространства прибрежных зон: первый – это промышленная или торговая зона, место причала водного транспорта; второй – пляжная и прогулочная парковая зона, насыщенная уютными местами для отдыха и являющаяся самой живописной улицей, на которой проводятся различные культурные мероприятия. Как правило, города с «водным фасадом», объединяют обе функциональные нагрузки береговой зоны, разграничивая их территориально. При освоении прибрежных территорий важно понимать, что их функциональное насыщение должно соответствовать потребностям горожан, оправдывать затраты инвесторов и не разрушать естественную природную среду.

Что касается прибрежных зон Киева, то градостроители так и не пришли к единогласному решению, как они должны выглядеть после реконструкции. За несколько последних лет на рассмотрение Градостроительного совета выносились проекты освоения отдельных прибрежных территорий (в основном на Левом берегу Днепра) и комплексный проект по реконструкции Днепровской набережной от Речного вокзала до моста Метро, предложенный в 2006 году. Согласно концепции реконструкции Днепровской набережной, вдоль центральной части реки планировалось создание променадной парковой территории европейского уровня. Концепцией также предусматривалось укрепление Днепровских склонов, усовершенствование транспортной магистрали, снижение уровня загазованности, упорядочение и благоустройство парковых территорий. Общая площадь участка планируемой реконструкции составляет 18 га, протяженность — около 3 км. Новой информации относительно реализации проекта реконструкции пока нет.

В мире же тенденция освоения прибрежных зон активно развивается, организация берегового пространства является частью долгосрочных Генеральных планов городов. На примере нескольких проектов предлагаем проследить модные архитектурные веяния, последние тенденции в мире инновационных строительных технологий, использующихся при реконструкции и строительстве набережных.

Жизнь «под парусами»

Застройка набережной Putrajaya
Месторасположение: Путраджайя (Putrajaya), Малайзия
Архитектор: Studio Nicoletti Associati, Италия
Главный архитектор проекта: Люка Могери (Luca Maugeri)
Генподрядчик: Putrajaya Holdings Ltd, Малайзия
Количество жилых зданий: 8
Этажность: 10-18
Консультанты по энергоснабжению: Hoare Lea, Великобритания
Фасады: Arup Façade Engineering, Сингапур
Начало строительства: январь 2009 года

Город Путраджайя, который с 2005 года является федеральной столицей государства Малайзия, расположен в 20 км к югу от Куала-Лумпура на берегу Южно-Китайского моря. Частью мастер-плана общей застройки города, охватывающего временной период с 1995 по 2012 год, является обустройство городской набережной с возведением строительных объектов различного функционального назначения.

Так, в январе 2009 года приступили к реализации комплексного жилого проекта, автором которого является итальянское архитектурное бюро Studio Nicoletti Associati. Земельный участок, отведенный под строительство восьми жилых зданий, имеет округлую форму и напоминает островной, окруженный водой мыс. Генеральный подряд выполняет малазийская компания Putrajaya Holdings Ltd.

Архитектурная концепция проекта основана на метафоре морских парусов. После завершения строительства силуэты зданий, напоминающие остроконечные купола исламских мечетей, будут ярко выделяться на фоне водной глади. Восемь жилых «парусов» одинаковой формы будут соединены изогнутым одноэтажным подиумом, в котором планируется разместить подземный паркинг, офисные помещения, ряд общественных зон (небольшие конференцзалы, кафе, рестораны, арт-галереи, бутики, детские комнаты, прачечную, зоны отдыха). Кроме того, в жилых зданиях будут отведены просторные помещения для спортзалов, бассейнов, прогулочных террас. Согласно проекту, на крышах «парусов» обустроят зеленые сады с панорамой на город и лагуну.

Визуальную легкость и объемность высотных строений обеспечит фасадная конструкция от Arup Façade Engineering. Двойная биоклиматическая фасадная система с горизонтально расположенными светоотражающими элементами будет монтирована к вертикальным колоннам. Расстояние между элементами составит 60 см друг от друга. Такой «дышащий» фасад обеспечит защиту от солнечного воздействия и непогоды. Реализация проекта ориентирована на применение различных экологических технологий: энергосберегающих (освещение, системы нагрева воды), экономии водных ресурсов (вторичное использование дождевой воды, установка экономной бытовой техники), выбора экологических строительных материалов (натуральная древесина, приоритетная позиция материалов местного производства), управления системой отходов (сортирование, переработка и вторичное использование отходов в строительных целях).

Набережная «молодого города»

Набережная Young City
Месторасположение: Гданьск, Польша
Инвестор: Baltic Property Trust Group, Дания
Управление проектом: BPTO Gdansk Development A/S, Польша
Архитектор: Ramboll, Польша
Общая площадь: 1 000 000 м2
Площадь земельного участка: 100 га
Завершение строительства: 2015 год

Летом 2008 года мэр польского города Гданьска подписал соглашение с датской инвестиционной компанией Baltic Property Trust Group о совместном строительстве самого большого прибрежного района Балтики на территории старого городского порта. Архитектурную концепцию проекта разработали специалисты польского бюро Ramboll совместно с инженерами городского архитектурного комитета. Площадь отведенного под застройку земельного участка составляет 100 га.

«Молодой город» будет расположен на берегу Вислы, в семи минутах ходьбы от центрального железнодорожного вокзала и пятнадцати минутах ходьбы от Старого города Гданьска. Программа проекта предполагает обновление запущенной прибрежной портовой зоны, реконструкцию промышленных зданий и возведение современного городка с развитой инфраструктурой под названием «Молодой город» (Young City), общая площадь которого к 2015 году (ожидаемому сроку завершения строительства) достигнет 1 000 000 кв.м.

Архитектура городка будет представлена разнообразием современных зданий и реконструированных промышленных строений различного функционального назначения: более 500 000 м2 офисных помещений; 125 000-250 000 кв. м жилых апартаментов вдоль береговой линии; гостиницы; конференц-центры; культурные объекты; причал для круизных суден; учебные заведения; зоны отдыха; Европейский центр солидарности (European Solidarity Center), а также крупный многофункциональный комплекс с торговым центром, мультиплексом, офисной и двумя жилыми башнями (завершение строительства многофункционального комплекса запланировано на осень 2011 – начало 2012 года). В результате масштабной застройки в городе будет создано 15 000 рабочих мест.

Ключевым транспортно-коммуникационным стержнем «Молодого города» станет улица New Walowa («Новый Вал») протяженностью 1200 м, предназначенная для быстрого и безопасного движения автомобильного транспорта, автобусов и трамваев. BPTO Gdansk Development несет ответственность за строительство так называемого «Малого кольца» (Small Loop) улицы New Walowa, а горадминистрация Гданьска возьмет на себя реализацию оставшегося участка транспортного соединения над железнодорожной линией вплоть до улицы Jana z Kolna. Строительные работы планируется завершить к осени 2011 года.

Масштабы проекта застройки прибрежного района Гданьска открывают широкие возможности для привлечения инвестиций (строительство дорог, развитие инфраструктуры, возведение объектов коммерческой, офисной и жилой недвижимости), потенциальных ритейлеров, гостиничных операторов.

У берега Онтарио

Бульвар Queen’s Quay центральной набережной Торонто
Месторасположение: Торонто, Канада
Заказчик: Waterfront Toronto
Архитектор: West 8, Нидерланды
Региональный архитектор: Diamond + Schmitt Architects, Канада
Протяженность бульвара: 3 км
Инженеры: Halsall Associates, Канада
Консультанты: Международная компания Arup
Ландшафтная архитектура: Schollen & Company, Канада
Инвестиции: $192 млн
Победа в архитектурном конкурсе: июнь 2006 года
Завершение строительства: 2012 год

В марте 2000 года правительство Канады и городская администрация города Торонто объявили о намерениях реконструировать прибрежную полосу города, включая обустройство пешеходных и парковых зон, возведение архитектурных объектов различного функционального назначения. Для реализации масштабного проекта осенью 2001 года была основана организация Waterfront Toronto, занимающаяся контролем, управлением и координированием реализации всех проектов набережной.

В рамках работы над первой фазой проекта в 2006 году проведен международный архитектурный конкурс на проект центрального участка прибрежной полосы – бульвара Queen’s Quay, победителем которого стало нидерландское бюро West 8. В финал конкурса вышли также архитекторы Foster and Partners (Великобритания), TWBTA (США), группа архитекторов WASAW, Snohetta (Норвегия).

По мнению жюри, архитекторы West 8 предложили оригинальное видение набережной, ориентированное на нужды горожан (пешеходов и велосипедистов), которые будут отдыхать в этой рекреационной зоне. Согласно проекту, бульвар вдоль берега озера Онтарио протяженностью 3 км, расположенный между улицами Bathurst и Parliament, будет превращен в пешеходную аллею, отделенную от города трамвайными путями.

Над водой планируется выложить дощатый настил шириной 18 м, от которого будут отходить деревянные причалы для яхт. План озеленения проекта предполагает высадку зеленых деревьев вдоль линии воды. Кроме того, на территории Queen’s Quay будет возведено несколько деревянных пешеходных мостиков асимметричной, волнообразной формы.

Читайте анонс нового номера журнала «Architecture & Design»