Лариса Пиша. Витражи и намного больше

Лариса Пиша - Дверной витраж (фрагмент)

Огромный павлин расправил узорчатый хвост, по-хозяйски захватив сразу пол стены просторной комнаты. Расцветший на соседнем полотне яркий тропический цветок сладострастно раскрыл объятия солнцу, потянувшись к нему своими чувственными лепестками. Удивительное ушастое существо, обвив хвостом пузатую зелёную бутылку, о чём-то вопрошает c картины взглядом огромных тревожных глаз…

Мы в мастерской Ларисы Пишей –– известной киевской художницы, которая, как только появилась возможность, занялась любимым и, по её словам, «родным» для неё делом –– созданием витражей.

Справка Д.Журнала: «В 1988 году Лариса Пиша закончила монументальное отделение живописного факультета Киевского государственного художественного института. В 1992 –– стала членом Национального союза художников Украины, 2000 –– Союза дизайнеров Украины. Работы экспонировались на выставках в Украине, России, Канаде, Испании, Японии, Польше, Германии»…

–– Сейчас я практически не пишу картин: просто не хватает времени. Но именно сейчас я занимаюсь своей специальностью: создаю витражи, работаю над интерьерами и декором мебели. В работе над последним объектом была и настенная роспись, витражные окна и светильники, также я тонировала золотом камин… А совсем недавно расписала итальянский столик.

–– Можно сказать, что именно сейчас Вы полностью творчески реализуетесь?

–– Конечно. Нельзя сказать, что вчера я писала картины, а сегодня – нет. Живопись в моей жизни была и есть всегда, просто сейчас в меньшем объёме. Это фиксация мыслей на какую-то определённую тему, поэтому каждая следующая выставка является отражением этапа жизненного пути.

Лариса Пиша - Дверной витраж

Когда же стали востребованными витражи, росписи, декор интерьеров – я стала с удовольствием ими заниматься. Ведь именно этому я обучалась в институте, этим зарабатывала после его окончания, и к этому всегда лежала душа. А душу надо слушать. Я пробовала себя в различной по характеру работе – и административной, и преподавательской. Однако именно сейчас я чувствую гармонию внутри – то, что хочется создать, и то, что делаешь, находятся в полном согласии между собой. (Смеётся).

Справка Д.Журнала: «По окончанию института Лариса Пиша работала на киевском Комбинате монументально-декоративного искусства. В этот период появился ряд настенных росписей общественных помещений, например, «Летящий корабль» (в специализированной поликлинике, обслуживающей детей и подростков, здоровье которых пострадало от Чернобыльской аварии). После замирания комбината Лариса Пиша была приглашена в качестве референта по искусству к Леониду Кравчуку, занимавшему на тот момент пост Почетного Президента Фонда содействия развитию искусств Украины, где проработала два года)»..

–– Лариса, а когда Вы стали создавать витражи? И с чего всё началось?
–– Первый витраж мне заказали друзья. Затем были друзья друзей. После заказы стали поступать через прорабов и архитекторов, с которыми сегодня я работаю в очень тесном сотрудничестве. Бывают, конечно, и совершенно случайные, но от этого не менее приятные заказы: например, витраж заказал сосед после того, как увидел, какие двери я сделала у себя дома.

Лариса Пиша

К монументально-декоративному искусству вновь обратились после перестройки, когда люди начали потихоньку богатеть и отстраиваться. На место идеологии, всех этих советских рабочих и крестьянок на больших стенах, пришло прикладное, декоративное искусство с совсем другими сюжетами и настроением. Монументальное искусство как таковое исчезло, оно ушло в интерьеры. Ну не востребованы у нас сикейросы и ороско, которые могут делать огромные панно на весь город…

Постепенно приходило понимание того, что для создания своего жилища – не безликих «коробочек», а красивых функциональных квартир и домов – надо приглашать архитектора и дизайнера. Сейчас эти специальности очень востребованы, потому что люди ценят пространство, в котором живут. А пространство без произведений искусства пусто. Интерьеру необходимо художественное наполнение, чтобы люди росли в красоте, а дети получали эстетически правильное воспитание.

Возвращаясь к вопросу… Я думаю, что создание витража –– это потрясающее искусство. Конечно, если оно не поставлено «на поток», что встречается сейчас сплошь и рядом. Витраж может быть разным – монументальным, огромным (например, купол, изготовление и монтаж которого может занимать несколько месяцев или даже лет) или маленьким (например, светильник или какая-нибудь декоративная деталь). Одна моя знакомая как-то очень верно сказала: «Картину плохую повесил на стенку, не понравилась — снял, отставил. А что наваял монументалист – разве что топором вырубишь». (Заразительно хохочет).

Лариса Пиша - Потолочный витраж

–– Востребовано ли сейчас искусство витража?
–– Очень. Можно сказать, сейчас на него мода. А там, где мода, — там начинается «тираж». Открываются фирмочки, берут образцы из книг (а книг сейчас миллион, и не всегда хорошего качества), и штампуются стёкла.

Я работаю только по своим эскизам, поэтому мои витражи узнаваемы. Каждый эскиз разрабатывается отдельно, индивидуально к каждому помещению.

Есть такие случаи, когда витраж в интерьере просто незаменим, без него нельзя обойтись. Поставим его в каком-нибудь окне или в качестве межкомнатной перегородки, добавим игру света – и из вечной домашней проблемы, например, унылого вида из окна, выходит потрясающее по красоте решение.

У себя дома я «размахнулась» на дверные витражи с цветами, подобными тем, которые изображала в своей «взрывной» живописной серии «Цветы любви». Получилось просто шикарно, хотя заказчику я такое предложить не решилась бы (Смеётся). Причём сами двери простого рисунка с минимальным декором, так они выступают в роли обрамления произведения искусства. Если к такому витражу взять ещё двери с витиеватым декором – будет перебор. Также у меня дома есть оригинальные витражные светильники в форме черепахи и птиц.

Лариса Пиша - Витражный светильник

–– А где вообще применяют витраж? И в каких случаях Вы бы не рекомендовали его устанавливать?
–– Применение витражей самое разнообразное. Кроме окон, это могут быть дверные вставки, светильники, плафоны, фальш-окна, потолочные конструкции. Я знаю непередаваемое количество способов монтажа в стеклопакет! Когда есть вдохновение, даже делаю витражные картины. Очень красиво получается декоративные напольные ширмы, как при естественном освещении (когда ширму устанавливают напротив окна), так и с подсветкой лампой, размещённой позади неё. Яркими декоративными акцентами становятся небольшие предметы – поднос, пепельница, подставка для карандашей и др. А вот такого места, где нельзя поставить витраж, я не назову. Главное – чтобы он подходил по стилю, не был лишним и соответствовал качеству интерьера.

Лариса Пиша - Дверной витраж

Показательным в этом плане стал опыт работы в творческой группе над рестораном «Монако». Где сделать витраж и делать ли его вообще, решает архитектор (а это был замечательный дизайнер Кирилл Проценко). Поэтому для меня архитектор –– лучший друг, со многими я сотрудничаю уже много лет, и мы понимаем друг друга практически с полуслова. Так и с Кириллом Проценко. Он только спросил: «Леся будет делать? Тогда я не волнуюсь». (Улыбается) В результате получился очень красивый интерьер, в котором витражи, размещённые в дверях, барной стойке, на полу, потолке, перегородке, плафоне, выделяют основные части помещения. К слову, я осталась очень довольна этой работой.

–– Какова специфика работы над витражами?
–– Как в каждом производственном процессе, в работе над витражом есть свои издержки. Технологически процесс состоит в следующем. Вырезанный кусочек стекла либо вставляется в свинцовую жилку, которая спаивается по углам (классический витраж), либо обтачивается на машинке (а при этом стекло летит в разные стороны!), оборачивается медной ленточкой и так же спаивается по всей длине (метод Тиффани). Для этого применяют олово с кислотой (а ведь в результате химических реакций выделяются испарения). Но главная рабочая сложность состоит в монтаже. Поэтому в изготовлении и установке витража я всегда работаю с помощниками.

Лариса Пиша

Среди сложностей, как ни странно, – нехватка нужного материала. В витражном мастерстве нюанс цвета очень важен. Я «играю», в основном, на сочетании цветов и эффекта «прозрачности – непрозрачности». И в ситуации, когда на Украине продаётся только американское стекло, и торгует им всего лишь одна компания, часто приходится проявлять чудеса изобретательности и находчивости, чтобы найти то, что нужно для выполнения конкретного заказа. Вот мне, например, надо было определённое белое стекло – и вот только такое. Так я чуть не треснула, пока его нашла! (В волнении разводит руками).

К сложностям можно отнести и общение с некоторыми заказчиками, которые не прислушиваются к тому, что им рекомендует дизайнер. На мой взгляд, витраж надо устанавливать в самом конце всех отделочных работ. Всё должно сочетаться. А ведь иногда бывает так: витраж с одной планеты, а стол – с другой. И никогда не стоит торопиться. В моей практике был случай, когда витраж, сделанный, по настоятельной просьбе заказчика «срочно к Новому году», совершенно не подошёл к подвешенным позже итальянским светильникам. Обычно я подбираю по цвету каждое стёклышко, для чего светильники привозятся прямо в мастерскую. Этот же витраж был выполнен в «холодных» тонах, а светильники – «тёплого» оттенка. Диссонанс был настолько очевиден, что хозяйка сама сделала заказ на изготовление более «правильного» по цвету витража той же композиции.

Лариса Пиша - Светильник

–– Ваш идеальный заказчик –– какой он?
(Задумывается).
–– В нашем деле заказчик – это начало начал. Надо, чтобы человек влюбился в витраж, чтобы он, отдавая свои «кровные», осознавал ценность этой вещи. Тогда весь процесс проходит очень легко и творчески, на взаимоуважении и любви.
С другой стороны, почти всем людям очень важно знать, кто делает витраж; им интересно пообщаться с человеком, работой которого они будут любоваться каждый день. Ведь это не кафель, двери, сантехника и прочие тиражированные вещи. Это эксклюзивная творческая работа, относящаяся к предметам искусства и требующая к себе соответствующего отношения.

Витражная мастерская Ларисы Пишей
Киев, ул. Чигорина, 16, цокольный этаж, тел. (044) 521-44-04
larart@i-c.com.ua

Лариса Пиша

Лариса Пиша - Оконный и дверной витражи

Лариса Пиша
Лариса Пиша
Лариса Пиша
Лариса Пиша
Лариса Пиша

7 комментариев

  • Какая красота! это ведь настоящие картины!!
    Наверное, веселее живётся, когда у тебя дома стоят такие двери. Вернее, даже двери ТАКИЕ!

  • Очень красиво! Процесс изготовления даже очень непростой. Мне удалось только создать несколько витражей для себя и для родственников с помощью витражных красок — даже после перестановки мебели остаются изюминкой интерьера! Поистине волшебство!

  • Доброго дня! Будь ласка, вкажіть адресу персональної сторінки авторки.
    Наскільки я зрозумів, пані Лариса працює в Києві?

Добавить комментарий